Вебер. «Приглашение к танцу»

Aufforderung zum Tanz, Op. 65

Композитор
Год создания
1819
Жанр
Страна
Германия
Карл Мария фон Вебер / Carl Maria von Weber

Вальс… сегодня академическую музыку невозможно представить без этого танца: вторая часть «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, «Вальс-фантазия» Михаила Ивановича Глинки, вальсы в симфониях, многочисленные вальсы в балетах, «Кавалер розы» Рихарда Штрауса, прозванный «оперой вальсов» – это лишь малая часть того, что породил в музыкальном искусстве поистине универсальный вальсовый ритм… Но все это великолепие должно было с чего-то начаться. Мы поговорим о композиторе, который одним из первых опоэтизировал вальс, существовавший изначально как бытовой танец – это был Карл Мария фон Вебер.

В 1819 г. Вебер создал фортепианную пьесу, озаглавленную «Приглашение к танцу». В то время вальс уже вошел в разряд модных танцев, его танцевали на балах. И композитор в своем произведении, главным «действующим лицом» которого стал вальсовый ритм, живописует картину бала – именно живописует, причем во всех подробностях. «Моей Каролине» – гласит посвящение, Вебер подразумевал свою горячо любимую супругу – певицу Каролину Бранд. Однажды композитор сыграл для нее интродукцию пьесы, подробно рассказав, что означает каждый мотив или фраза. Вот мелодия начинается в низком регистре, ассоциирующимся с мужским голосом – это кавалер приглашает даму на танец. Но дама не склонна сразу даровать ему надежду – она «отвечает уклончиво» (мелодический «ответ» возникает в партии правой руки – в высоком регистре). Этот музыкальный «диалог» в сопоставлении регистров продолжается, кавалер «выражается возвышенно», а дама – «тепло и одобрительно». Но вот, наконец, пара становится в круг в ожидании начала танца.

Для следующего раздела – собственно танцевального – Вебер не оставил столь подробных разъяснений, но образное содержание его не вызывает сомнений. Это танец – жизнерадостный и бравурный, есть нечто благородное, аристократическое в его уверенных мелодических ходах. Но вот посреди блестящего танца возникает лирическая сцена (вероятно, между кавалером и дамой, знакомыми нам по интродукции, происходит объяснение в любви) – горделивые интонации сменяются робкими и мечтательными, но ни на миг не прекращается вальсовое ритмическое движение. О многообразии чувств, выраженных в этой «музыкальной картине», свидетельствуют даже авторские ремарки: «грациозно», «страстно», «шутливо», «нежно». Разнохарактерные эпизоды сменяют друг друга (по форме «Приглашение к танцу» представляет собою рондо). В конце пьесы вновь разворачивается «диалогическая сцена», подобная вступительному разделу (завершив танец, дама и кавалер благодарят друг друга).

Блестящая, исполненная радости жизни и любви пьеса приобрела популярность, которую сохраняет и по сей день. И нельзя не согласиться с советским музыковедом Константином Алексеевичем Кузнецовым: «Ничто так сильно не роднит современность и дни Вебера, как их общая дань танцу».

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама