Маргер Оттович Заринь (Зариньш)

Дата рождения
24.05.1910
Дата смерти
27.02.1993
Профессия
Страна
СССР
Маргер Оттович Заринь (Зариньш)

Маргер Оттович Заринь (Маргерис Зариньш) (латыш. Marģeris Zariņš; 1910—1993) — латышский советский композитор. Народный артист СССР (1970). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

В 1929–33 учился в Латвийской консерватории по классу композиции (Я. Витола), фортепиано (А. Даугула) и органа (П. Йозуус). В 1940–50 музыкальный руководитель Художественного театра им. Я. Райниса (Рига); в 1951–52 и 1956–68 председатель правления Cоюза композиторов Латвии; в 1962–68 секретарь правления Cоюза композиторов СССР.

Основное место в творчестве Зариня занимают произведения вокальных и вокально-симфонических жанров, а также оперы и музыка к драматическим спектаклям. Значительной для творчества Зариня была работа над латышской народной песней. Хоровые обработки народных песен (преимущественно танцевальных и обрядовых) отличаются новизной и оригинальностью приёмов.

В опере «Зелёная мельница» народная песня служит средством создания реалистических жанровых и социальных характеристик. «Опера на площади» — интересный опыт возрождения массовых представлений, возникших в первые годы после Октябрьской революции 1917.

В ораториальном творчестве Зариня отражены острые темы современности («Валмиерские герои» — о Великой Отечественной войне 1941–45, «Махагони», посвященная борьбе народов Африки против колониального гнёта). Обращение к интонациям народной и революционной песни соединяется у Зариня с поисками новых средств выразительности (главным образом в области ритмики и оркестрового колорита) и творческим преломлением некоторых элементов стиля барокко.

Я. Я. Витолинь


Сочинения:

оперы — Барин и музыкант (соч. 1939), К новому берегу (1955, Рига; Республиканская премия, 1957), Зелёная мельница (1958, там же), Опера нищих (1965, там же), опера-балет — Чудо святого Мауриция (соч. 1967), Опера на площади (соч. 1970), доработка и редактирование оперы Я. Мединя «Земдеги» (1950); для солистов хора и оркестра — оратории Валмиерские герои (1950; Сталинская премия, 1951), Борьба с Чёртовым болотом (1951), Махагони (1965), кантата Трубач из Талавы (1937), Ода качелям (1940, для вок. ансамбля и камерного орк.), Картины (1959), детская сюита «Незнайка в солнечном городе» (1962); для инструмента с оркестром — Концерт для фортепиано (1937), Греческие вазы (программная сюита для фортепиано, 1944; 2-я ред. 1960), Concerto innocente (для органа и камерного орк., 1969), Concerto triptihon (для органа, кам. орк. и 2 гитар, 1972); хоры — a cappella 12 латышских народных танцев и хороводов (1948), цикл Чудесные похождения Старого Тайзеля (1957–60), Вариации на партизанскую песню, и др.; для голоса с камерным оркестром — Партита в стиле барокко (1963); Carmina antica на древнегреч. тексты (1964); для голоса с фортепиано — Советская женщина в борьбе за мир (1951), Серебристый свет на стихи Я. Р. Райниса (1952), 4 японские миниатюры (1963); музыка для театра и кино, и др.

реклама

вам может быть интересно

Олег Моисеевич Каган Инструменталисты

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама