Янош Ференчик

Дата рождения
18.01.1907
Дата смерти
12.06.1984
Профессия
Страна
Венгрия
Янош Ференчик

Ференчик, Янош (венг. Ferencsik János; 18 I 1907, Будапешт — 12 VI 1984, там же) — венгерский дирижёр.

Учился игре на органе и композиции в Национальном училище в Будапеште. В 1927–30 концертмейстер, затем (до 1944) дирижёр будапештского Государственного оперного театра. С 1930 ассистент, с 1931 коррепетитор на вагнеровских музыкальных фестивалях в Байрёйте под руководством А. Тосканини, в последующие несколько лет (летом) совершенствовался у него же в Зальцбурге. В 1945–1952 главный дирижёр симфонического оркестра Венгерского радио, одновременно в 1948 и в 1950 дирижировал также в отдельных спектаклях Венской государственной оперы. С 1952 главный дирижёр и художественный руководитель Венгерского государственного оперного театра и Венгерского симфонического государственного оркестра. В 1936–41 и с 1958 много концертировал за рубежом, в т. ч. в США и СССР.

Важнейшие свойства Ференчика-дирижёра — искренность и глубокое проникновение в замысел композитора, тонкое чувство различных стилей, точность передачи мельчайших деталей авторского текста. Наиболее близко ему творчество Б. Бартока, З. Кодая, Ф. Листа, а также венских классиков. В его исполнении впервые прозвучали симфонические сочинения ряда современных венгерских композиторов — Ж. Дурко, А. Бозаи, А. Михая и др. Выступал на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге и Эдинбурге. Ференчик — один из наиболее крупных венгерских дирижёров 40-70-х гг. Премия им. Кошута (1951, 1961).

Литература: Fоdor L., Zene es karmester, «Muzsika», 1964, 7 szam; Ferencsik János. A beszeigetest vezette Várnai Peter. A fenykepeket keszitette Mezey Bela (et al.), Bdpst, 1972.

П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


В начале 1967 года в Венгрии широко отмечалось шестидесятилетие Яноша Ференчика — музыканта, отдающего весь свой большой талант родному искусству. В двух юбилейных вечерах артист провел бетховенскую программу с Государственным симфоническим оркестром и продирижировал «Волшебной флейтой» в Будапештской опере. Таким образом он еще раз предстал перед слушателями вместе с руководимыми им коллективами, отчитывался в своей работе симфонического и оперного дирижера.

Будапештцы хорошо знают и любят Ференчика, чья деятельность на протяжении вот уже более четырех десятилетий тесно связана с родным городом. Ференчик — воспитанник Будапештской музыкальной академии, где его учителями были композитор Ласло Лайта и дирижер А. Флейшер. В 1927 году он был принят ассистентом дирижера в оперный театр венгерской столицы и прошел здесь путь от безвестного музыканта до ведущего артиста своей страны.

Самостоятельная работа Ференчика началась в 1930 году, когда он занял должность дирижера труппы и вместе с тем стал выступать с концертами, гастролировать. Уже в следующем году его приглашают на знаменитый Байрёйтский фестиваль дирижером-ассистентом; вскоре имя Ференчика завоевывает известность во многих европейских странах. Особенно широкое признание получил талант Ференчика после войны. Он становится во главе Будапештского оперного театра, а затем и Государственного оркестра, его искусству аплодируют в Бельгии, Италии, Болгарии, Франции, Югославии, Польше, Румынии, США, Англии и других странах.

Ференчик регулярно принимает участие в крупнейших европейских фестивалях, ведет спектакли в лучших театрах Европы, в том числе в Венской государственной опере, постоянным дирижером которой он был в 1948—1950 годах. Неоднократно бывал Ференчик и в нашей стране. Советские слушатели познакомились с мастерством руководимых им коллективов, с его трактовкой симфонических, оперных и балетных партитур классической и современной музыки.

Отличительной чертой Ференчика — дирижера и музыканта является многогранность его творческой личности и широкий диапазон репертуара. Он с одинаковым увлечением дирижирует и оперными спектаклями, и балетами, и симфоническими произведениями. Ему в равной мере удаются классическая (музыка Моцарта и Гайдна, с ее филигранным изяществом и прозрачностью фактуры, монументальные симфонии Бетховена, Брамса, Дворжака, романтические сочинения — скажем, симфонические поэмы Листа и Р. Штрауса, и, наконец, современная музыка.

Но прежде всего Ференчик славится своей интерпретацией венгерской музыки XX столетия, которую он страстно любит и горячо пропагандирует. «Я не являюсь приверженцем какого-либо одного типа музыки или одного композитора,— признается артист.— Но ближе всех моему сердцу музыка Бартока и Кодаи — этих величайших композиторов моей страны. Это — мой родной язык...»

Ясность исполнительских концепций, умение охватить произведение в целом, понять его форму и проникнуть в мысли автора — все это несомненные достоинства Яноша Ференчика. «Я с радостью могу сказать,— писал о Ференчике его советский коллега А. Гаук, — что нашел в нем яркого, талантливого музыканта, волевого и одновременно сдержанного, умеющего передать свой творческий замысел оркестровому коллективу. Это большой мастер с громадным опытом, вкусом и эрудицией».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Адриан Боулт Дирижёры

рекомендуем

смотрите также

Реклама