Цемлинский, Александр фон (нем. Alexander von Zemlinsky; 14 X 1871, Вена — 15 III 1942, Ларчмонт, штат Нью-Йорк) — австрийский дирижёр и композитор. По национальности поляк.
В 1884-89 учился в Венской консерватории у А. Доора (фортепиано), Ф. Кренна (гармония и контрапункт), Р. и Й. Н. Фуксов (композиция). В 1900-03 дирижёр «Карлстеатра» в Вене.
Дружеские отношения связывали Цемлинского с А. Шёнбергом, который, как и Э. В. Корнгольд, был его учеником. В 1904 году Цемлинский и Шёнберг организовали в Вене «Объединение композиторов» для пропаганды музыки современных им композиторов.
В 1904-07 первый дирижёр Народной оперы в Вене. В 1907-08 дирижёр Венской придворной оперы. В 1911-27 возглавлял Новый немецкий театр в Праге. С 1920 преподавал композицию в Немецкой музыкальной академии там же (в 1920 и 1926 ректор) В 1927-33 дирижёр «Кролль-оперы» в Берлине, в 1930-33 — Государственной оперы и педагог Высшей музыкальной школы там же. В 1928 и в 30-х гг. гастролировал в СССР. В 1933 вернулся в Вену. С 1938 жил в США.
Как композитор наиболее ярко проявил себя в оперном жанре. На творчество Цемлинского оказали влияние Р. Штраус, Ф. Шрекер, Г. Малер. Для музыкального стиля композитора характерны напряженность эмоционального тонуса, гармоническая изысканность.
Сочинения:
оперы — Зарема (по пьесе Р. Готшалля «Роза Кавказа», 1897, Мюнхен), Это было однажды (Es war einmal, 1900, Вена), Волшебное ущелье (Der Traumgörge, 1906), По одёжке встречают (Kleider machen Leute, по новелле Г. Келлера, 1910, Вена; 2-я ред. 1922, Прага), Флорентийская трагедия (Eine florentinische Tragödie, по одноим. пьесе О. Уайльда, 1917, Штутгарт), трагическая сказка Карлик (Der Zwerg, по сказке «День рождения инфанты» Уайльда, 1922, Кёльн), Меловой круг (Der Kreidekreis, 1933, Цюрих), Король Кандоль (König Kandaules, по А. Жиду, около 1934, не окончена); балет Стеклянное сердце (Das gläserne Herz, по «Триумфу времени» X. Гофмансталя, 1904); для оркестра — 2 симфонии (1891, 1896?), симфониетта (1934), комическая увертюра к «Кольцу Офтердингена» (1895), сюита (1895), фантазия Русалочка (Die Seejungfrau, по X. К. Андерсену, 1905); произведения для солистов, хора и оркестра; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианная музыка; песни.
Литература: М.-Г.-М., А. Цемлинский. Концерты, «ЖИ», 1928, 28 февр.; Наш календарь (100 лет со дня рождения), «МЖ», 1972, No 1 (17); Lindlar H., Der Komponist Alexander von Zemlinsky, «NZfM», 1962, Jahrg. 123, H. 10; Mahler A., Alexander Zemlinsky zum 100. Geburtstag, «OMz», 1971, Jahrg. 26, H. 10; его же, Alexander Zemlinskys Prager Jahre, «Hudebni veda», 1972, rok vyd. 9, sesit 3; Weber H., Zemlinsky in Wien 1871–1911, «AfMw», 1971, Jahrg. 28, H. 2; его же, Zemlinskys Maeterlinck-Gesange, «AfMw», 1972, Jahrg. 29, H. 3; Stephan R., Alexander Zemlinsky: ein unbekannter Meister der Wiener Schule, Kiel und W., 1978.
Ю. В. Крейнина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Александер фон Цемлинский был широко известен в Австрии начала века как композитор и дирижер, близкий Малеру по творческой ориентации, а также как педагог, работавший в музыкальных учебных заведениях Праги и Берлина. Его дирижерская деятельность связана с музыкальными театрами Вены и Мангейма, Немецким театром в Праге, берлинской «Кролль-опер». Так, за шестнадцать сезонов работы в Праге (1911–1927) Цемлинским были осуществлены постановки ряда современных опер (в частности, «Ожидания» Шёнберга) и блестящая, стилистически безупречная интерпретация моцартовских произведений. В 1938 году композитор эмигрировал в США.
Цемлинский был активным пропагандистом новой австрийской музыки, прежде всего произведений нововенцев. В 1904 году совместно с Шёнбергом он организовал Общество композиторов, ставившее своей задачей распространение современного искусства (Почетным председателем этого общества был Густав Малер).
Он считается единственным учителем Шёнберга, с которым его связывали тесные творческие, дружеские (и даже родственные) отношения. Но как композитор Цемлинский, глубокий и своеобразный художник, в целом далек от исканий Нововенской школы. В его музыкальном языке и технике композиции до известной степени ощутимы малеровские реминисценции. Малеровское начало проступает и в лирической экспрессии, свойственной его искусству.
Из представителей нововенской школы Цемлинскому ближе не Шёнберг, а скорее Берг в его связях с романтической традицией. Особенно ярко это демонстрирует одно из наиболее значительных произведений Цемлинского — Лирическая симфония для сопрано, баритона и оркестра на текст Р. Тагора (1923). В замысле своем связанная с «Песней о земле» Малера, она, в свою очередь, нашла своеобразный отклик в Лирической сюите для струнного квартета Берга, написанной двумя годами позже.
Цемлинский работал в разных жанрах (симфония, струнный квартет и др.), но наиболее известен он как оперный композитор. Среди его лучших опер — «По одежде встречают» на основе новеллы Г. Келлера (1910, 2-я ред. 1922), «Флорентийская трагедия» (1917) и «Карлик» (1921), две последние — по О. Уайльду. Либретто первой оперы Цемлинского — «Зарема» (1897) — написано Шёнбергом, им же сделан клавир.
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.