Незапланированный венский дебют Тьяго Аранкама
Это было очень даже похоже на предновогодний подарок: в конце декабря прошлого года на Новую сцену Большого театра в партии Хозе вернулся темпераментный бразилец Тьяго Аранкам. Как и в первый приезд исполнителя, «Кармен» Бизе с его участием давали дважды — и по случаю второго визита молодого, но уже всемирно известного тенора на страницах нашего интернет-портала было опубликовано обстоятельное интервью, взятое у певца в Москве…
После Большого театра Тьяго Аранкам, согласно графику своих ангажементов, к партии Хозе должен был бы вернуться только в мае на сцене Берлинской Deutsche Oper. Однако совершенно неожиданно в феврале певец получил приглашение от дирекции Венской государственной оперы выступить в трех представлениях «Кармен». Предложение было принято — и серия спектаклей с участием Тьяго Аранкама состоялась 24-го, 27-го февраля и 1-го марта.
Тьяго Аранкам экстренно заменил итальянца Массимо Джордано, который не смог выступать из-за травмы ноги. Для отечественной публики имя названного итальянского тенора ассоциируется, прежде всего, с именем Анны Нетребко. Их связывает совместное европейское концертное турне сезона 2009/2010 года, а также выступление в 2010 году в «Кармен» на сцене Мариинского театра в рамках Международного музыкального фестиваля «Звезды Белых Ночей». Кроме этого, московские меломаны, думается, должны помнить совсем еще молодого Массимо Джордано и по его выступлениям 2003 года в партии Альфреда в двух представлениях «Травиаты» Верди в рамках гастрольного постановочного проекта Франко Дзеффирелли на сцене Большого театра.
Спектакль «Кармен» в Венской опере, в которую «впрыгнул» Тьяго Аранкам, — та самая знаменитая постановка Дзеффирелли конца 70-х годов прошлого века, которая и по сей день бережно сохраняется в репертуаре. Для отечественных меломанов, в первую очередь, она ассоциируется со звездной тройкой исполнителей — Еленой Образцовой, Пласидо Доминго и Юрием Мазуроком (с этим составом спектакль и записан на видео).
На этот раз серия представлений легендарной постановки стала чередой многих дебютов: для Тьяго Аранкама (Хозе) и солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Елены Максимовой (Кармен) это были дебюты на сцене Венской государственной оперы, для Карлоса Альвареса (Эскамильо) и Майи Ковалевской (Микаэла) — дебюты в соответствующих ролях. Обсуждаемой серией спектаклей «Кармен» в Венской опере маэстро Ив Абель также дирижировал впервые…
Как видим, информационный повод для настоящих заметок вырисовывается вполне достойный. Однако самая главная его «изюминка» — это, конечно же, венский дебют Тьяго Аранкама. В связи с этим подумалось, что, наверное, было бы нелишним услышать несколько слов об этом дебюте непосредственно из уст самогó дебютанта — и я, при содействии его российского пресс-агента Дениса Захарова, решил задать Тьяго Аранкаму несколько вопросов. Ответы на них долго ждать себя на заставили — и экспресс-интервью, которое Тьяго Аранкам согласился дать специально для интернет-портала «Belcanto.ru», публикуется ниже:
— Сеньор Аранкам, при каких обстоятельствах вы получили приглашение из Венской оперы?
— Я находился в Стокгольме, где пел в «Сельской чести» под руководством дирижера Дэниела Хардинга в сопровождении Оркестра Шведского радио, когда мне позвонил мой агент: «Венской опере нужен тенор для “Кармен”, потому что певец, занятый в постановке, получил травму во время катания на лыжах». Несомненно, это предложение сделало мне большую честь — и я согласился на него не раздумывая.
— Чтобы спеть Хозе в Вене, не пришлось ли как-то корректировать ваши намеченные планы?
— Нет, этого не потребовалось. Я спел два концертных исполнения «Сельской чести» в Стокгольме, а уже затем отправился на репетиции в Вену: мне ничего не пришлось менять в своем графике, потому что дни венских спектаклей, к счастью, оказались у меня свободными.
— А как проходили репетиции, ведь в новую для вас постановку необходимо было войти за очень короткий срок?
— В этом отношении в Венской опере всё было просто великолепно! Это великий театр с великими исполнительскими традициями. Конечно, у каждого театра — собственная система организации репетиционного процесса. В данном случае мы репетировали всего три дня, однако именно Венскую оперу отличает хорошо слаженная и четкая система организации работы с артистами.
— А как венская публика, известная своей взыскательностью, приняла ваш дебют, ваш форс-мажорный ввод в спектакль?
— Знаете, я был просто удивлен, встретив большую толпу поклонников, ожидавших меня не только после первого спектакля, но и после репетиций! Я едва успевал раздавать автографы и фотографии… Не скрою, это было невероятно приятно! Такого приема мне еще не доводилось встречать нигде. Прием публики был очень теплым: толпы фанатов встречали меня все три дня после каждого представления. Что и говорить, от работы в Венской опере я испытал поистине невероятное удовольствие… Удовольствие и счастье!
— Как вы думаете, после такого успеха могут ли последовать еще какие-нибудь предложения из Венской оперы?
— На это могу сказать только одно: «Поживем — увидим!»
Фото Тьяго Аранкама и сцен со спектакля «Кармен» Венской государственной оперы предоставлены для публикации Денисом Захаровым.