Кирилл Петрович Кондрашин

Дата рождения
06.03.1914
Дата смерти
07.03.1981
Профессия
Страна
СССР
Кирилл Петрович Кондрашин / Kirill Kondrashin

Кондрашин Кирилл Петрович (21 II (6 III) 1914, Москва — 7 III 1981, Амстердам) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1972). Член КПСС с 1941.

Учился игре на фортепиано в музыкальном техникуме им. Стасова (Москва). Гармонию, полифонию и анализ форм изучал под руководством Н. С. Жиляева. В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу дирижирования Б. Э. Хайкина. Диплом 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938). Будучи студентом, Кондрашин в 1934 был принят дирижёром-ассистентом в моcковский Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, где дебютировал как дирижёр (оперетта «Корневильские колокола» Планкета).

В 1937–41 работал в ленинградском Малом оперном театре, где дирижировал многими классическими и современными операми и балетами. Осуществил постановки опер: «Девушка с Запада» Пуччини (1938), «Чио-Чио-сан» (1939); «Помпадуры» Пащенко (1940), «Калинка» Черёмухина (1942). В 1943–56 дирижёр Большого театра; вёл обширный репертуар, участвовал в постановках опер: «Снегурочка» (1943 и 1953); «Бэла» А. Н. Александрова (1945), «Вражья сила» (1947), «Проданная невеста» (1948), «Галька» (1949) и др. Параллельно также вёл концертную деятельность (с 1938).

С 1956 выступает только как симфонический дирижёр. Кондрашин — первый советский дирижёр, выступивший в США (совместно с В. Клиберном, 1958). С 1960 главный дирижёр симфонического оркестра Московской филармонии. С этим коллективом Кондрашин исполнил множество произведений классической и современной музыки. Под его управлением впервые прозвучали 4-я, 13-я симфонии (1962) и «Казнь Степана Разина» (1964) Шостаковича, сочинения А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, Б. А. Чайковского, М. С. Вайнберга и др. советских композиторов.

Кондрашину-дирижёру чужды внешний пафос, парадная торжественность, романтическая преувеличенность чувства. Сфера близких ему образов — внешне сдержанный драматизм, целомудренная лирика, весёлая шутка, иногда и острый гротеск. Председатель жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров. В 1950–1953 и с 1972 преподаватель Московской консерватории. Выступает с беседами о музыке по радио и телевидению. С оркестром Московской филармонии, а также самостоятельно Кондрашин (с 1948) гастролирует во многих странах Европы и Америки.

Сталинская премия (1948, 1949), Государственная премия РСФСР (1969). Автор книги «О дирижёрском искусстве» (Л.-М., 1970).

Литература: Глезер Р., Кирилл Кондрашин, «СМ», 1963, No 5; Размышления о профессии (беседа с К. П. Кондрашиным), «СМ», 1974, No 4; Ражников В., Урицкий В., Высокая миссия дирижёра, там же.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Народный артист СССР (1972). Музыкальная атмосфера окружала будущего артиста с детства. Родители его были музыкантами, играли в разных оркестрах. (Любопытно, что мать Кондрашина, А. Танина, была первой женщиной, выдержавшей в 1918 году конкурс в оркестр Большого театра.) Сначала он занимался игрой на фортепиано (музыкальная школа, техникум имени В. В. Стасова), но к семнадцати годам твердо решил стать дирижером и поступил в Московскую консерваторию. Пять лет спустя он окончил консерваторский курс по классу Б. Хайкина. Еще ранее росту его музыкального кругозора во многом способствовали занятия по гармонии, полифонии и анализу форм с Н. Жиляевым.

Первые самостоятельные шаги молодого артиста связаны с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко. Сначала он играл в оркестре на ударных инструментах, а в 1934 году состоялся дебют дирижера — под его управлением шла оперетта «Корневильские колокола» Планкета, а несколько позже «Чио-Чио-сан» Пуччини.

Вскоре после окончания консерватории Кондрашин был приглашен в Ленинградский Малый оперный театр (1937), возглавлявшийся тогда его учителем — Б. Хайкиным. Здесь продолжалось становление творческого облика дирижера. Он успешно справлялся со сложными задачами. После первой самостоятельной работы в опере А. Пащенко «Помпадуры» ему были доверены многие спектакли классического и современного репертуара: «Свадьба Фигаро», «Борис Годунов», «Проданная невеста», «Тоска», «Девушка с Запада», «Тихий Дон».

В 1938 году Кондрашин принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Ему был вручен диплом второй степени. Это был несомненный успех двадцатичетырехлетнего артиста, если учесть, что лауреатами соревнования стали уже вполне сформировавшиеся музыканты.

В 1943 году Кондрашин поступил в Большой театр СССР. Еще больше расширяется театральный репертуар дирижера. Начав здесь со «Снегурочки» Римского-Корсакова, он ставит затем «Проданную невесту» Сметаны, «Гальку» Монюшко, «Вражью силу» Серова, «Бэлу» Ан. Александрова. Однако уже в то время Кондрашин начинает все больше тяготеть к симфоническому дирижированию. Он возглавляет Московский молодежный симфонический оркестр, который в 1949 году завоевывает «Большой приз» Будапештского фестиваля.

С 1956 года Кондрашин полностью посвящает себя концертной деятельности. Тогда он не имел своего постоянного оркестра. В ежегодных гастролях по стране ему приходится выступать с разными коллективами; с некоторыми он сотрудничает регулярно. Благодаря его упорной работе значительно повысили свой профессиональный уровень такие, например, оркестры, как Горьковский, Новосибирский, Воронежский. Отличные плоды принесла и полуторамесячная работа Кондрашина с Пхеньянским оркестром в КНДР.

Уже в ту пору выдающиеся советские инструменталисты охотно выступают в ансамбле с Кондрашиным-дирижером. В частности, Д. Ойстрах дал с ним цикл «Развитие скрипичного концерта», а Э. Гилельс сыграл все пять концертов Бетховена. Аккомпанировал Кондрашин и на финальном туре Первого Международного конкурса имени Чайковского (1958). Вскоре его «дуэт» с победителем соревнования пианистов Ваном Клиберном услышали в США и Англии. Так Кондрашин стал первым советским дирижером, выступившим в Соединенных Штатах. С тех пор ему пришлось неоднократно выступать на концертных эстрадах мира.

Новый и наиболее важный этап артистической деятельности Кондрашина начался в 1960 году, когда он возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. За короткий срок ему удалось вывести этот коллектив на передовые художественные рубежи. Это касается и исполнительских качеств, и репертуарного диапазона. Часто выступая с классическими программами, Кондрашин заострил свое внимание на современной музыке. Он «открыл» Четвертую симфонию Д. Шостаковича, написанную еще в тридцатые годы. После этого композитор доверил ему первые исполнения Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина». Кондрашин представил слушателям в 60-х годах произведения Г. Свиридова, М. Вайнберга, Р. Щедрина, Б. Чайковского и других советских авторов.

«Нужно отдать должное смелости и упорству, принципиальности, музыкальному чутью и вкусу Кондрашина,— пишет критик М. Сокольский.— Он выступал как передовой, широко мыслящий и глубоко чувствующий советский художник, как страстный пропагандист советского творчества. И в этом своем творческом, смелом художественном эксперименте он получил поддержку оркестра, носящего имя Московской филармонии... Здесь, в оркестре «филармоников», за последние годы особенно ярко и широко раскрылся большой талант Кондрашина. Этот талант хочется назвать наступательным. Импульсивность, порывистая эмоциональность, пристрастие к обостренным драматическим взрывам и кульминациям, к накаленной экспрессивности, которые присущи были молодому Кондрашину, остались характернейшими чертами искусства Кондрашина и сегодня. Только нынче пришла к нему пора большой, подлинной зрелости».

Литература: Р. Глезер. Кирилл Кондрашин. «СМ», 1963, № 5. Ражников В., "К. Кондрашин рассказывает о музыке и жизни", М., 1989.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

В 1978 году, во время гастролей в Нидерландах, принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Консертгебау в Амстердаме.

реклама

вам может быть интересно

Карлос Чавес Композиторы

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Золтан Кочиш Дирижёры
Родольф Крейцер Композиторы
Мария Алексеевна Андреева Инструменталисты
Антонио Саккини Композиторы
Александр Фисейский Инструменталисты
Джакомо Пуччини Композиторы

Реклама