Кондрашин Кирилл Петрович (21 II (6 III) 1914, Москва — 7 III 1981, Амстердам) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1972). Член КПСС с 1941.
Учился игре на фортепиано в музыкальном техникуме им. Стасова (Москва). Гармонию, полифонию и анализ форм изучал под руководством Н. С. Жиляева. В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу дирижирования Б. Э. Хайкина. Диплом 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938). Будучи студентом, Кондрашин в 1934 был принят дирижёром-ассистентом в моcковский Музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко, где дебютировал как дирижёр (оперетта «Корневильские колокола» Планкета).
В 1937–41 работал в ленинградском Малом оперном театре, где дирижировал многими классическими и современными операми и балетами. Осуществил постановки опер: «Девушка с Запада» Пуччини (1938), «Чио-Чио-сан» (1939); «Помпадуры» Пащенко (1940), «Калинка» Черёмухина (1942). В 1943–56 дирижёр Большого театра; вёл обширный репертуар, участвовал в постановках опер: «Снегурочка» (1943 и 1953); «Бэла» А. Н. Александрова (1945), «Вражья сила» (1947), «Проданная невеста» (1948), «Галька» (1949) и др. Параллельно также вёл концертную деятельность (с 1938).
С 1956 выступает только как симфонический дирижёр. Кондрашин — первый советский дирижёр, выступивший в США (совместно с В. Клиберном, 1958). С 1960 главный дирижёр симфонического оркестра Московской филармонии. С этим коллективом Кондрашин исполнил множество произведений классической и современной музыки. Под его управлением впервые прозвучали 4-я, 13-я симфонии (1962) и «Казнь Степана Разина» (1964) Шостаковича, сочинения А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, Б. А. Чайковского, М. С. Вайнберга и др. советских композиторов.
Кондрашину-дирижёру чужды внешний пафос, парадная торжественность, романтическая преувеличенность чувства. Сфера близких ему образов — внешне сдержанный драматизм, целомудренная лирика, весёлая шутка, иногда и острый гротеск. Председатель жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров. В 1950–1953 и с 1972 преподаватель Московской консерватории. Выступает с беседами о музыке по радио и телевидению. С оркестром Московской филармонии, а также самостоятельно Кондрашин (с 1948) гастролирует во многих странах Европы и Америки.
Сталинская премия (1948, 1949), Государственная премия РСФСР (1969). Автор книги «О дирижёрском искусстве» (Л.-М., 1970).
Литература: Глезер Р., Кирилл Кондрашин, «СМ», 1963, No 5; Размышления о профессии (беседа с К. П. Кондрашиным), «СМ», 1974, No 4; Ражников В., Урицкий В., Высокая миссия дирижёра, там же.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Народный артист СССР (1972). Музыкальная атмосфера окружала будущего артиста с детства. Родители его были музыкантами, играли в разных оркестрах. (Любопытно, что мать Кондрашина, А. Танина, была первой женщиной, выдержавшей в 1918 году конкурс в оркестр Большого театра.) Сначала он занимался игрой на фортепиано (музыкальная школа, техникум имени В. В. Стасова), но к семнадцати годам твердо решил стать дирижером и поступил в Московскую консерваторию. Пять лет спустя он окончил консерваторский курс по классу Б. Хайкина. Еще ранее росту его музыкального кругозора во многом способствовали занятия по гармонии, полифонии и анализу форм с Н. Жиляевым.
Первые самостоятельные шаги молодого артиста связаны с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко. Сначала он играл в оркестре на ударных инструментах, а в 1934 году состоялся дебют дирижера — под его управлением шла оперетта «Корневильские колокола» Планкета, а несколько позже «Чио-Чио-сан» Пуччини.
Вскоре после окончания консерватории Кондрашин был приглашен в Ленинградский Малый оперный театр (1937), возглавлявшийся тогда его учителем — Б. Хайкиным. Здесь продолжалось становление творческого облика дирижера. Он успешно справлялся со сложными задачами. После первой самостоятельной работы в опере А. Пащенко «Помпадуры» ему были доверены многие спектакли классического и современного репертуара: «Свадьба Фигаро», «Борис Годунов», «Проданная невеста», «Тоска», «Девушка с Запада», «Тихий Дон».
В 1938 году Кондрашин принял участие в Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров. Ему был вручен диплом второй степени. Это был несомненный успех двадцатичетырехлетнего артиста, если учесть, что лауреатами соревнования стали уже вполне сформировавшиеся музыканты.
В 1943 году Кондрашин поступил в Большой театр СССР. Еще больше расширяется театральный репертуар дирижера. Начав здесь со «Снегурочки» Римского-Корсакова, он ставит затем «Проданную невесту» Сметаны, «Гальку» Монюшко, «Вражью силу» Серова, «Бэлу» Ан. Александрова. Однако уже в то время Кондрашин начинает все больше тяготеть к симфоническому дирижированию. Он возглавляет Московский молодежный симфонический оркестр, который в 1949 году завоевывает «Большой приз» Будапештского фестиваля.
С 1956 года Кондрашин полностью посвящает себя концертной деятельности. Тогда он не имел своего постоянного оркестра. В ежегодных гастролях по стране ему приходится выступать с разными коллективами; с некоторыми он сотрудничает регулярно. Благодаря его упорной работе значительно повысили свой профессиональный уровень такие, например, оркестры, как Горьковский, Новосибирский, Воронежский. Отличные плоды принесла и полуторамесячная работа Кондрашина с Пхеньянским оркестром в КНДР.
Уже в ту пору выдающиеся советские инструменталисты охотно выступают в ансамбле с Кондрашиным-дирижером. В частности, Д. Ойстрах дал с ним цикл «Развитие скрипичного концерта», а Э. Гилельс сыграл все пять концертов Бетховена. Аккомпанировал Кондрашин и на финальном туре Первого Международного конкурса имени Чайковского (1958). Вскоре его «дуэт» с победителем соревнования пианистов Ваном Клиберном услышали в США и Англии. Так Кондрашин стал первым советским дирижером, выступившим в Соединенных Штатах. С тех пор ему пришлось неоднократно выступать на концертных эстрадах мира.
Новый и наиболее важный этап артистической деятельности Кондрашина начался в 1960 году, когда он возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. За короткий срок ему удалось вывести этот коллектив на передовые художественные рубежи. Это касается и исполнительских качеств, и репертуарного диапазона. Часто выступая с классическими программами, Кондрашин заострил свое внимание на современной музыке. Он «открыл» Четвертую симфонию Д. Шостаковича, написанную еще в тридцатые годы. После этого композитор доверил ему первые исполнения Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина». Кондрашин представил слушателям в 60-х годах произведения Г. Свиридова, М. Вайнберга, Р. Щедрина, Б. Чайковского и других советских авторов.
«Нужно отдать должное смелости и упорству, принципиальности, музыкальному чутью и вкусу Кондрашина,— пишет критик М. Сокольский.— Он выступал как передовой, широко мыслящий и глубоко чувствующий советский художник, как страстный пропагандист советского творчества. И в этом своем творческом, смелом художественном эксперименте он получил поддержку оркестра, носящего имя Московской филармонии... Здесь, в оркестре «филармоников», за последние годы особенно ярко и широко раскрылся большой талант Кондрашина. Этот талант хочется назвать наступательным. Импульсивность, порывистая эмоциональность, пристрастие к обостренным драматическим взрывам и кульминациям, к накаленной экспрессивности, которые присущи были молодому Кондрашину, остались характернейшими чертами искусства Кондрашина и сегодня. Только нынче пришла к нему пора большой, подлинной зрелости».
Литература: Р. Глезер. Кирилл Кондрашин. «СМ», 1963, № 5. Ражников В., "К. Кондрашин рассказывает о музыке и жизни", М., 1989.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.
В 1978 году, во время гастролей в Нидерландах, принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Консертгебау в Амстердаме.