Алексей Уткин и Ко в Большом зале консерватории
Казалось бы, Москва уже пресытилась музыкой за три недели XII Конкурса Чайковского. Ан нет, спустя день после последнего лауреатского концерта на подступах к БЗК опять звучало: «Нет лишнего билетика?» В этот вечер играл «Золотой гобой России» (это титул) Алексей Уткин со своим камерным оркестром «Эрмитаж», созданным в 2000 году. Выпускник Московской консерватории, многолетний солист знаменитых «Виртуозов Москвы», Алексей Уткин объездил с маэстро Спиваковым многие страны, выступал в самых престижных залах и снискал признание.
Камерный оркестр «Эрмитаж» — недавнее приобретение нашей концертной эстрады. Это 23 выпускника московских музыкальных учебных заведений, объединенных волей и организаторским талантом А. Уткина.
Гобой недаром называют «духовой скрипкой»: со своей знаменитой итальянской родственницей этого элегантного француза (гобой был изобретен во Франции в XVII веке) роднят гибкая, выразительная кантилена и искрометная виртуозность. Эти качества и продемонстрировал Алексей Уткин в концерте, организованном продюсерской фирмой «Арт-клуб XXI». Изящная музыка барокко в Концерте К. Ф. Э. Баха прозвучала с тонким чувством стиля, вкусом, мастерской нюансировкой и законченностью формы.
После этой музыки естественным получился переход к раннему классицизму Моцарта, в Концертоне которого для гобоя, флейты, скрипки и виолончели с оркестром (переложение Уткина моцартовского Концерта для двух скрипок) партнерами гобоиста выступили Мария Чепурина (флейта), Петр Никифоров (скрипка) и Петр Кондрашин (виолончель).
В их исполнении чувствовалась отличная ансамблевая школа, обретенная Уткиным в «Виртуозах Москвы»: он не дирижировал в привычном смысле этого понятия, а легким движением рук, корпуса и головы лишь давал ритмические и динамические импульсы, точно воспринимаемые хорошо сыгранным оркестром. К тому же маэстро обладает умением не возвышаться над партнерами, а быть первым среди равных, то беря на себя лидерство, то уступая его партнерам. Мне показалась только излишне утяжеленной первая доля во второй и третьей частях: танцевальности она не придавала, зато грациозность подменила заземленностью, не характерной для Моцарта.
Симфония Гайдна № 38 — своеобразный бенефис гобоя, где Уткин рассыпал каскады виртуозных пассажей с такой легкостью и удовольствием, что казалось, будто вся симфония шла на одном дыхании.
А. Уткин переложил для гобоя с оркестром Десять фортепианных прелюдий Шостаковича. Не все получились равноценными — в некоторых фортепианная природа сопротивлялась духовому изложению, но стремление артиста к обогащению репертуара своего инструмента, безусловно, заслуживает уважения.
Евгений Эпштейн