Мессианские хроники

Французский хор поставил свой акцент

Посвящая своему великому соотечественнику Оливье Мессиану свой московский дебют, французский хор «Accentus» под руководством Лоранс Экильбе следовал очевидному правилу: музыка должна быть современной, насколько возможно. Это было нетрудно — «акцентируя» в своих программах авангард, «Accentus» некогда выделился среди конкурирующих коллективов своей страны и заслужил признание. И в Малом зале Московской консерватории на концерте, открывшем фестиваль «Посвящение Оливье Мессиану», неслучайно «продвинутые» опусы — «Две хоровые поэмы» Яна Сандрёма, триптих «Слова» Филиппа Манури или микрополифоническое сочинение Дьердя Лигети «Lux Aeterna» — аж захватывали дух.

Триптих Манури с текстом на чешском языке еще и развлекал вербальной звукописью — автор искал равновесие между звонкими и глухими согласными, вспоминая при этом, однако, о симфониях Малера (особенно в финале). А художественный свист расцвечивал конкорды, соноры и кластеры флейтово-флажолетным саундом. Напротив, интерпретации тональных композиций вроде хоровой версии прелюдии Дебюсси «Следы на снегу», осуществленной Клитусом Готтвальдом, выставляли их простушками даже при всей природной красоте.

Второе отделение вечера было отдано музыке, связанной с религиозной тематикой. Многократное обращение к этой теме Мессианом не было продиктовано стремлением работать в прикладных жанрах — лишенные церковного мистицизма, его религиозные сочинения, скорее, оды Творцу.

Так же в версии «Accentus» духовные опусы Пуленка (мотеты на тексты богослужений «Страстной недели»), Мессиана («Хвала вечности Иисуса» из квартета «На конец времени») и Лигети перекрыли по эмоциональности первую, «светскую», часть вечера, и превратились в гимны, априорные же сакральность и благостность в трактовке Лоранс Экильбе уступили место земной экзальтации и даже страсти, граничащей с сугубым театральным преувеличением.

Сильное место в технике французов — вертикаль, особое гармоническое мышление каждого хориста, который согласуется не с соседом по партии, а с остальными тонами созвучия (а также с индивидуальным камертоном, извлекаемым из кармана).

Ложка дегтя: приоритет авангардной музыки породил привычку обособлять каждый звук, и голоса одной партии (особенно сопрано) тембрально, а то и интонационно разобщены, страдает линия. Но гармоническое корреспондирование обусловливает удивительную красоту и глубину единого хорового тембра «Accentus» и делает его поистине уникальным.

Визитная карточка уникума — бисы, песни Равеля и Дебюсси от носителей европейской (комбинированной, надо заметить) традиции — у нас так не поют.

Татьяна Давыдова

реклама

вам может быть интересно