Три юбилея и один Гергиев

Послесловие к «Звёздам белых ночей»

Вот и завершился одиннадцатый по счету фестиваль «Звезды белых ночей», по своим масштабам не имеющий аналогов в российской истории. Беспрецедентный размах нынешнего марафона во многом диктовался удивительным совпадением трех юбилеев: 300 лет Санкт-Петербургу, 50 — повелителю «Белых ночей» Валерию Гергиеву и 10 — самому фестивалю.

Начинавшиеся в 1993 году с двух недель «Звезды белых ночей» на сей раз длились полных три месяца. На фестиваль приехали пятнадцать оркестров: легендарный Венский филармонический, Бамбергский симфонический, Израильский филармонический (с Зубином Метой), Роттердамский филармонический и Всемирный оркестр мира (возглавляемые самим Гергиевым), Мельбурнский симфонический оркестр, Оркестр Елисейских полей и COLLEGIUM VOCALE GENT (оба — с Филиппом Херревеге), оркестр и хор Шведского радио, симфонический оркестр г. Лахти, симфонический оркестр г. Бильбао, симфонический оркестр «Краковия», Загребский филармонический, «Филармония наций» да на закуску еще башметовские «Солисты Москвы».

Из всех заявленных не приехал только оркестр Метрополитен-опера с Джеймсом Ливайном, чьему выступлению внезапно воспротивился шеф филармонии, в стенах которой должен был пройти первый концерт, а довольствоваться одним утренником в самой Мариинке музыканты не пожелали.

Три прославленные балетные труппы сменяли друг друга на протяжении последнего фестивального месяца — Гамбургский балет Джона Ноймайера, Королевский балет Великобритании и New York City Ballet. В спектаклях и концертах самого Мариинского театра — а их было около шестидесяти, включая все премьеры нынешнего сезона, половина которых состоялась непосредственно на фестивале, — также приняло участие немало мировых величин, как своих, так и приглашенных (например, Рене Флеминг, одна из наиболее высоко котирующихся сегодня оперных звезд, или дирижеры Эса-Пекка Салонен и Кристоф Эшенбах).

Впервые за последнюю сотню лет на отечественной сцене было полностью представлено вагнеровское «Кольцо нибелунга». Маэстро Гергиев появлялся за пультом более тридцати раз только в самом Петербурге, в промежутках наведываясь с выступлениями то в Москву, то в Выборг, то в Калининград, то на свой фестиваль в финском Миккели, то с оперной труппой в Метрополитен.

Теперь меркой нынешнего фестиваля неизбежно будут поверять все последующие, которым подобного размаха уже не достичь. Положим, у самого-то Гергиева энергии бы хватило, да только кто ему даст столько денег вне всяких юбилейных торжеств?!

Однако Гергиев никогда не останавливается на достигнутом — даже если достигнутого им с лихвой хватило бы на многих. Если в Петербурге на данный момент достигнут потолок, значит, надо расширять границы своей империи и прежде всего максимально укреплять позиции на московском фронте. Легко поэтому предположить, что в ближайшие годы будет всячески возрастать роль другого гергиевского фестиваля, Пасхального, а вместе с ней и влияние маэстро на музыкальную жизнь столицы.

Дмитрий Морозов

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама