В КЗЧ выступил оркестр «короля вальса»
![](/media/images/publication/thumbnail430_19071412.jpg)
Вена, давшая творческое крещение большему числу великих или выдающихся композиторов, чем все остальные столицы вместе взятые, давно сдала свои позиции главного музыкального центра Европы. Многих прославленных венцев сегодня не хуже, а порой даже и лучше исполняют в других городах и странах. Но Иоганн Штраус по-прежнему является фирменным венским ноу-хау. Знаменитые венские оркестры как были, так и остаются хранителями штраусовского эталона. Полтора года назад Валерий Гергиев привозил в Москву Венский филармонический, и «король вальса» по праву занял в том концерте целое отделение. Ныне по инициативе другого выдающегося российского дирижера, Владимира Федосеева, к нам на «Русскую зиму» приезжал Венский камерный оркестр Иоганна Штрауса.
Программа концерта, состоявшегося в КЗЧ, была построена по тематическому принципу «Штраус в России» и включала в себя прежде всего произведения великого представителя знаменитой династии, написанные непосредственно в нашей стране либо навеянные воспоминаниями о ней. Вошли в нее и отдельные произведения других композиторов (в том числе юношеская пьеса Чайковского «Танец деревенских девушек»), исполнявшиеся Штраусом во время его легендарных концертов в Павловске. При этом большая часть номеров программы отнюдь не относится к числу часто исполняемых. К примеру, польку Рихарда Айленберга «На санях по Петербургу» или вальс самого Штрауса «Петербургские танцы» многие на этом концерте услышали впервые. Сюрпризом стала и «Маскарад-кадриль», целиком построенная на темах оперы Верди «Бал-маскарад», которую Штраус впервые услышал как раз в России.
Конечно, оркестр Иоганна Штрауса — далеко не Венский филармонический, у которого уже сам по себе звук представляет безусловную эстетическую ценность и способен доставлять наслаждение независимо от того, что конкретно исполняется в данный момент. Достоинства штраусовского оркестра значительно скромнее, что, однако, подчас парадоксальным образом оборачивается к вящей пользе для исполняемых сочинений, перенося основной акцент с самодовлеющих красот инструментального звучания на красоты самой музыки. К тому же для этого коллектива музыка Штрауса, да и других представителей сей славной фамилии, является не отдыхом от более серьезной работы, но главным и самым что ни на есть серьезным делом, даже можно сказать — служением. Штраус — это их Моцарт.
И хотя в пантеоне Владимира Федосеева Штраус занимает не столь заметное место, маэстро с оркестром легко нашли общий язык и совокупными усилиями преподнесли публике весьма изысканный напиток, в котором тонкие ароматы благородного вина прекрасно сочетались с брызгами шампанского, отнюдь не подавляя друг друга.
Дополнительным украшением концерта стало участие известного виолончелиста Вальтера Шульца, являющегося также концертмейстером Венского симфонического (второго оркестра австрийской столицы, с которым много лет работал Владимир Федосеев), солировавшего в нескольких номерах программы.
Дмитрий Морозов