Ирина Скобцева. Амплуа: счастливая женщина

Долгие годы эта артистка была общепризнанным эталоном русской актрисы-звезды. Разумеется, этот статус, в отличие от звания «просто красавицы», нельзя получить по счастливому стечению обстоятельств, вернее, благодаря эффектной комбинации генов. Звезда — это нечто большее, чем просто красота, помноженная на способности актрисы и другие достоинства лицедея. Это миф, который человек способен создать, опираясь на те самые счастливые обстоятельства, «подарки судьбы», встав вровень с ними. По вечной логике актерской судьбы звезда, королева экрана, становится сначала королевой-матерью, а потом и королевой-бабушкой, но... Она по-прежнему царит в людских сердцах. Особенное место в звездной иерархии мирового кино Ирина Скобцева оставляет за собой и по сей день: ее звездный миф оказался исключительно жизнеспособным. И пожалуй, более никто не претендует на ее особенное место.

В юности она получила искусствоведческое образование в стенах Московского государственного университета. Окончив впоследствии Школу-студию МХАТа, готовилась к серьезной сценической карьере. Однако более чем лестное предложение влиться в труппу «Современника» пришлось отклонить. В жизни начинающей актрисы случился «Отелло» (1956), этот фильм пользовался огромным международным успехом: приз за режиссуру в Канне, блестящая критика, масса поводов остаться в кино... И главное — встреча с исполнителем роли Отелло, кинозвездой и почти классиком отечественной режиссуры Сергеем Бондарчуком. Ему Ирина Константиновна — жена и муза — требовалась без остатка. Семья начиналась с грандиозного общего успеха и кулуарной драмы: Сергей Федорович, как национальное достояние, не имел права менять спутниц жизни по собственному произволу, и вопрос о том, «что же скажет публика», дебатировался на уровне Политбюро, верховного руководящего органа Советской страны.

Настоящую любовь, как известно, очень легко опознать, и вскоре все закончилось к полному удовлетворению и народа нашего, жаждущего просто житейского счастья для своих любимцев, и идеологических лидеров, не на шутку обеспокоенных теми волнениями, что вызывают семейные перипетии в киномире в самой глубине души народной... Вместе со Скобцевой Бондарчук берет главную вершину в своей исключительно успешной карьере: создается киноэпопея «Война и мир». Съемки этого грандиозного (1965 — 1967) проекта создают в СССР целую индустрию исторического фильма, семья постановщика обретает окончательную завершенность благодаря рождению детей, страна получает премию «Оскар» и национальный кинематографический бренд — режиссера Сергея Бондарчука. Скобцева получает одну из самых рисковых ролей в истории отечественных и мировых экранизаций русской классики — Элен Курагина сопоставима разве что с Дездемоной. О, это знаменитое толстовское, про мужчин и женскую суть: «Элен вошла, и старцы встали». Она сыграла именно это, невыразимое словами гипнотическое притяжение женщины, и сыграла прекрасно.

Вероятно, очень немногие семьи могут похвастаться тем, что все ключевые конфликты на территории «мужское — женское», все роковые «сцены из супружеской жизни» они сначала проигрывают, а потом переживают в действительности... Всегда было известно, скольким Бондарчук был обязан жене, кроткой, лишенной звездного надрыва, интеллигентной Ирине Константиновне. И только когда его не стало, она рассказывала в интервью, как это было, не вообще, а в подробностях: например, муж мог днями не разговаривать дома после сложных съемок, и она с пониманием относилась к этому, как к чему-то совсем естественному. Он не подходил к телефону, вообще никто не слышал его голоса, все переговоры вела жена... Разве звезда может ужиться с супругом, который перекладывает всю режиссуру семейного уклада на ее, звезды, плечи? Она могла — и оставалась королевой, супругой кинематографического небожителя, той, что была выше прозы быта.

Исключительная красавица. Замечательная мама, бабушка, совсем как богиня Лето — «славная своими детьми». Но еще и профессионал. Вместе с мужем Ирина Константиновна вела мастерскую во ВГИКе, много и заметно играла в кино, причем не только в фильмах Бондарчука, фильмов тех масса — от костюмных байопиков 50-х до новейших сериалов. До сих пор делает потрясающие фотосессии для глянцевых журналов, будто бы не нашего скромного кино воспитанница, а настоящая дива, под стать голливудским, например, коллегам...

Но среди всех ее ролей более всего душе народной, вероятно, помнится мама Марьяна из фильма «Сережа», где она снималась очень давно, вместе с мужем, в пору их счастья... Именно тогда у нас появилась первая подобная героиня, это была первая «королева экрана», что своим примером объяснила советским зрительницам: стать хорошей мамой, женой, гражданином и так далее можно, только став счастливой. Женщиной. Вот это ее совсем особое место в кино, главная победа, ее исключительное амплуа.

Матвей Самохин

реклама