Неповоротливый дредноут

«Авиатор» Мартина Скорсезе

Программа «Рождественская эйфория», собранная кинокритиком Андреем Плаховым, прошла недавно в кинотеатре «Ролан» под девизом «Хорошо, когда фильм заглядывает в завтрашний день кинематографа, но доставляет удовольствие уже сегодня». На десерт зрителям была представлена последняя работа живого классика американского кино Мартина Скорсезе «Авиатор», которая 3 февраля выходит в прокат. Насколько же картина со 115-миллионным бюджетом отвечает этому девизу, стоит разобраться. Тем более что фильм получил «Золотые Глобусы» как лучший драматический фильм, за лучшую музыку и лучшую мужскую роль (Л. Ди Каприо). Он будет одним из претендентов на премию «Оскар», которая до этого с пугающей последовательностью обходила Скорсезе и его фильмы.

А ведь многие его ленты — «Таксист», «Хорошие ребята» и «Казино» — уже вошли в золотой фонд послевоенной американской кинематографии. А пронзительная драма о судьбе боксера «Бешеный бык» в свое время была даже увенчана критиками неофициальным титулом лучшей картины десятилетия. Многим памятен и резонанс, вызванный его экранизацией скандального романа Казандзакиса «Последнее искушение Христа». Но, похоже, лучшие годы Скорсезе позади, ибо предыдущий фильм режиссера «Банды Нью-Йорка» остался вновь без оскаровских статуэток, несмотря на множество номинаций и громкую рекламу.

Неоднозначную реакцию, думаю, вызовет и «Авиатор», особенно в России. Ведь имя миллиардера Говарда Хьюза у нас мало что говорит молодежи, а представители старшего поколения знакомы с этой противоречивой фигурой больше по разоблачительным книжкам журналиста-международника Зорина, чем по прижизненной скандальной хронике (тогда россиянам малодоступной). Ибо этот миллионер и плейбой стал знаменит не только многочисленными амурными похождениями, авиационными достижениями (он в тридцатые в рекордный срок облетел весь земной шар), но и трагической кончиной в 1976 году.

Свои последние месяцы он провел в одиночестве, ни с кем не общаясь, отрастив длинную бороду до пола. Пищу в специальных антибактериальных пакетах ему подсовывали слуги, ибо этот некогда бесстрашный летчик-испытатель отчаянно боялся заразиться. Но этот грустный финал остался за рамками фильма. Впрочем, как и его первые успехи в бизнесе (от отца он унаследовал всего лишь небольшую фабрику), и история проникновения Хьюза в престижные казино Лаc-Вегаса. Зато борьба его авиакомпании с могучей «Пан-Америкен» за монопольное главенство на мировых коммерческих трассах показана довольно детально. В некотором роде история гибели его американской мечты оказалась сродни медленной деградации героя самого знаменитого фильма Америки «Гражданин Кейн».

Эпический байопик «Авиатор» охватывает лишь двадцать (1930 — 1950) лет в биографии великого сына Америки. В своем полотне Скорсезе попытался жанр байопика скрестить с производственным фильмом и с лентами про Золотой век Голливуда. Ведь Хьюз питал особое пристрастие к кинобогиням: Иде Лупино, Оливии де Хэвилленд, Кэрол Ломбард, Джинджер Роджерс, Бетт Дэвис, Сюзан Хейуорд, Джин Тирни. Ему особенно нравились женщины, только что пережившие развод. Он размещал своих фавориток в домах по всему Голливуду, чтобы они могли всегда быть немедленно востребованными. Так Элизабет Тэйлор он предлагал целый миллион за согласие на брак, но она предпочла ему Майкла Уайлдинга.

Скорсезе хорошо изучил американское кино 30 — 50-х годов. Поэтому фильм получился реалистичным в мелочах и романтичным по духу. Но Cкорсезе на этот раз сильно подвел кастинг: современные молодые исполнительницы не в состоянии передать стать и блеск кинодив прошлого. Смешно наблюдать, например, как пыжится Кейт Бекинсейл (с ее кукольной красотой смазливой горничной), пытаясь изобразить Аву Гарднер («Босоногая графиня») с ее естественным магнетизмом. Реальная Ава стала звездой в 18 лет, когда ее заметил киномагнат Луис Майер (он показан в «Авиаторе» без симпатии, но и без злости). Не мог пройти мимо божественной Авы и Говард Хьюз. Он осыпал Аву дождем из роз и бриллиантов — и как результат: эта женщина с крутым нравом не устояла. В то время Хьюз встречался и со знаменитой актрисой Ланой Тернер — прототипом будущего романа Гарольда Роббинса «Куда ушла любовь?». Позднее Хьюз подсылал к Аве шпионов, чтобы они следили за каждым ее шагом. Это было невыносимо для любвеобильной красавицы, и она сбежала после двух лет бурных ссор и примирений.

Ава Гарднер появилась в жизни Хьюза в сороковые годы, а картина начинается с громкого дебюта миллионера в Голливуде в качестве продюсера и режиссера в далеком 1930 году. Премьера его экстравагантной двухчасовой военной мелодрамы «Ангелы ада» долго откладывалась, ибо Хьюз переснимал ее несколько раз и даже оснастил звуком. Она вызвала небывалый фурор в Голливуде, ибо на постановку сцен воздушных сражений двадцатипятилетний режиссер-миллионер ухлопал немалые средства. Причем этот фильм стал знаменитым и тем, что впервые запустил на экран платиновую блондинку Джин Харлоу — актрису, у которой училась Мэрилин Монро. К сожалению, Гвен Стефани из группы «No Doubt» в образе легендарной Джин (умершей в 26 лет от инфекционной болезни) ничем не блещет, как и исполнители одномерных ролей голливудских магнатов (вроде Луиса Майера и Ирвина Тальберга), и Алек Болдуин в роли крупного босса «Панамерикен».

На фоне голливудских старлеток игру Кейт Бланшетт в роли Кэтрин Хепберн следут признать выдающейся. Кейт внешне мало похожа на свою знаменитую героиню (одну из величайших актрис XX века), но мастерски передает ее нервную походку и своенравный характер. В сиянии ее актерской ауры даже мастеровитый Ди Каприо (Говард Хьюз) кажется робким мальчиком и неумехой.

Приглашение Ди Каприо на главную роль, видимо, обусловлено не только его бешеной популярностью, но и тем, что он (как психотип) кажется идеальным воплощением незрелого характера. Реальному Хьюзу всегда был интересен лишь первый этап романтического знакомства с дамами, которые, как авиарекорды, ему быстро надоедали. Его скрытый гомосексуализм проявился в непростых отношениях со скандально знаменитой звездой того времени Эрролом Флинном (Джуд Лоу), которого в 1949 году даже пытались судить за растление несовершеннолетних. В сценарии Джона Логана любовным отношениям Хьюза уделено не столь много места и они сильно отлакированы. А многочисленные производственные эпизоды смотрятся не столь выигрышно.

Мало в картине и ударных аттракционов, хотя сцена аварии самолета снята блестяще и только ради нее можно сходить на этот почти трехчасовой фильм. Не слишком впечатляет и финальный показ попыток Говарда освоить летающую крепость «Геркулес». Напротив, многочисленные сцены голливудских вечеринок получились на славу, хотя они частично и представляют кальку с аналогичных сцен в малоудачной ленте Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В них есть и размах, и удаль, и радость праздника, который окружал на людях счастливчика Хьюза. Именно на них Хьюз подтверждал свое реноме первого среди равных. Но даже пуская пыль в глаза на премьерах и вечеринках, Говард не мог скрыть свою мужскую уязвимость. Он был скрытной личностью. К сожалению, продюсерское желание Харви Вайнштейна снять грандиозное кино помешало Скорсезе глубоко проникнуть в характер Хьюза. Его фильм, как неповоротливый дредноут, конечно, поразит профанов размахом и чисто техническим совершенством, но вряд ли станет культовой кинобиографией.

Виталий Трофимов

реклама