Сегодня популярная актриса Вера Глаголева снимает кино как режиссер, сама выбирает любимых актеров для своих проектов. Хотя по-прежнему ее зовут играть роли в театр и в кино. Мы беседуем о том, что такое режиссерское счастье, как снимать фильмы о любви и самой играть в мелодрамах, будучи зрелым человеком.
— Снимая свой последний фильм о любви «Чертово колесо», вы долго мучились с выбором актеров?
— Не люблю кастингов. Обычно я уверена в своем выборе. Однако, снимая историю о любви, мне было важно, чтобы зритель сразу поверил в экранную любовь героев с первого взгляда. Актеры Илья Шакунов и Алена Бабенко смотрятся как хороший дуэт.
— Хватало ли вам слов для общения с актерами или все-таки тянуло показать самой?
— Иногда тянуло показать. Но я очень ценю, когда актеры умеют с полуслова ловить задачу. Например, Илье хватило ума и самоиронии, чтобы не выглядеть в кадре эдаким героем-любовником. Он сыграл человека искренне влюбленного, тонкого, ранимого, страдающего. Ведь главная проблема героев в том, что они встретились в зрелом возрасте и у обоих уже есть семьи. Какой выбор сделают герои? Будут ли они вместе? Что важнее, семья или любовь? Проходит ли это чувство со временем? Как стать счастливым, не причиняя страданий близким людям? Ответов нет. Каждая подобная история по-своему драматичная и по-своему счастливая одновременно.
— Сегодня существует мода на жанр мелодрамы, причем приправленной долей иронии. Но ведь это может разрушить серьезность истории любви?
— Сейчас понимаю, что надо было этого добавить. Безусловно, зрителям хочется видеть больше юмора в кино: они всегда могут посочувствовать и пострадать на хорошей мелодраме. Хотя в нашей истории доля иронии заложена в сценарии. Главный герой — хирург, который признается сам: «Без цинизма в нашей профессии никак нельзя». И вот этого циничного человека жизнь испытывает сильным чувством. Настоящая ирония судьбы! Кстати, в фильме «Ирония судьбы» главные герои тоже врач и учительница, как и в нашей истории.
— У Рязанова — хеппи-энд как раз с расчетом на сказку для взрослых по праздникам. А каким вы видели конец этой истории?
— Вариантов было несколько. Мы остановились на открытом финале. После просмотра фильма одни зрители утверждают: герои будут вместе несмотря ни на что, другим концовка видится менее оптимистичной. Каждый додумывает эту историю, согласуясь со своим жизненным опытом.
— Многие режиссеры любят снимать реальные истории, потому что в них есть магия правды...
— На премьере ко мне подошла пожилая женщина и сказала, что образ старого хирурга, которого играет Владимир Зельдин, очень напомнил ей ее дядю, профессора Петровского. Это было для меня и для сценариста наивысшей оценкой, ведь герой фильма говорит слова, взятые из мемуаров этого легендарного хирурга. Кстати, в основу сценария моего режиссерского дебютного фильма «Сломанный свет» легли реальные истории о драматичной судьбе нашей интеллигенции. И это действительно вдохновляет всю команду в работе.
— Вы так часто снимаетесь вместе с Ларисой Гузеевой. А в фильме «Маросейка, 12» какая у вас пронзительная история дружбы и предательства. Очевидно, и дружеские чувства может сыграть лишь слаженный дуэт?
— Да, с Ларисой мы дружим. Поэтому, глядя на наш человеческий союз, на наши индивидуальные проявления, режиссер и сценарист придумал всю эту историю, отчасти насытил ее нашей лексикой. Там хорошо выписаны характеры. Наверное, поэтому в итоге этот фильм так органично смотрится. Кстати, сценарий фильма «Сайд-степ», который скоро увидят зрители, сценарист Марина Мареева писала специально для нас — для Александра Розенбаума и для меня. Режиссер — Марина Мигунова. Вот такой женский коллектив. Это история о питерском боксере, который вернулся из Америки и вступает в борьбу со злом. Между нашими героями возникает если не любовь, то взаимная симпатия.
— Обычно роли сами находят своих актеров. А вас тема женской дружбы волнует? Коварство подруг на себе испытывали?
— Это для меня, скорее, пережиток подростковых воспоминаний. В юности я была убеждена, что женской дружбы не бывает, что она такая неверная. Именно поэтому я дружила с мальчишками, благо что у моего старшего брата было много приятелей. Сейчас это заблуждение развеялось. И у меня есть верные и преданные подруги. Конечно, хочется поделиться чем-то радостным, но чаще мы обсуждаем трудные жизненные ситуации, ищем друг у друга поддержки именно в горести. Бывает, что встречаемся и без повода. Например, вместе с Ларисой Гузеевой ехали на кинофестиваль в машине, да так долго, что за шесть часов наговорились обо всем. Когда еще будет такая возможность?
— Между режиссерским дебютом в 90-м году и второй вашей картиной «Заказ» прошло 15 лет. Это связано с кризисом кинопроизводства или не было потребности в высказывании?
— Хочется снимать кино, когда просто физически не можешь это не делать, когда увлекает материал. Тогда появляется возможность снимать своих любимых актеров. За фильм «Заказ» получили призы все: и актеры, и оператор, и композитор. Вероятно, в атмосфере взаимной симпатии работа всегда плодотворна. Сейчас прошел ровно год, как я закончила монтаж фильма «Чертово колесо», и уже тянет опять на съемочную площадку. Мне кажется, что сейчас я уже более трезво оценила ситуацию: поняла, чего хочет зритель. Анализ ситуации дает больше шансов зрительского успеха. Я поняла, что зритель любит комедии с хорошей историей любви, хочет и поплакать и посмеяться. Поэтому мне приглянулась лирическая комедия. Очень хочу заниматься только творчеством, доверив организацию производственного процесса своей команде. Именно так выглядит режиссерское счастье!
— А актерское? Что предлагают играть сегодня?
— Олег Табаков позвонил и пригласил сыграть главную роль в спектакле в «Табакерке», в хорошей современной пьесе «Под небом голубым». Я так обрадовалась! Читаю пьесу и понимаю, что героине 58 лет. Это меня несколько озадачило. Обычно мои знакомые говорят мне комплименты, что я выгляжу моложе своего возраста. И тут — бам-с! Но что делать? От таких предложений не отказываются. Я, конечно, поиронизировала, но ничего, втянулась. Да и партнер такой чудесный — актер Виталий Егоров. Мы играем историю любви немолодой женщины и молодого мужчины, их растерянность перед свалившимся на них чувством, их страхи и комплексы. Возрастной грим решили не делать.
Недавно опять получила неожиданное предложение сыграть в антрепризе Леонида Кулагина жену адмирала Нельсона в пьесе «Он завещал ее нации». Моя героиня — хромая, сухая, чопорная, нудная в своей безответной любви к мужу. Я посмеялась и сказала: «Будем искать образ». Я надеюсь, что зрители будут на стороне моей героини, как бы им ни хотелось сочувствовать паре влюбленных. Премьера — в октябре.
— Широкая популярность пришла к вам после фильма «Выйти замуж за капитана». Судя по всему, мелодрама — ваш коронный жанр?
— Этот жанр многогранен. Виталий Мельников вообще знает какой-то секрет, как снимать простые и глубокие человеческие истории: «Мама вышла замуж», «Здравствуй и прощай», «Начальник Чукотки». И в фильме «Выйти замуж за капитана» была заложена такая лаконичная история, которая пленяла и в 80-е годы, не устарела и сейчас. Что любопытно, этот фильм часто показывают в военных училищах, поэтому трудно найти офицера, не знакомого с ним. До сих пор они высказывают мне одобрение: «Ваша героиня сделала правильный выбор в пользу военного». Для зрительниц моя героиня тоже, безусловно, символ успешности, ведь хорошая семья — это опора, позволяющая женщине быть успешной и в чем-то еще.
— Известно, что вы собирались профессионально заниматься спортом и лишь случайная встреча с Родионом Нахапетовым на «Мосфильме» круто перевернула вашу жизнь. Вы верите в судьбу?
— Скорее — нет. Я бы не стала преувеличивать роль судьбы. Я считаю, что она лишь предлагает шанс, а моя воля им воспользоваться. Я стараюсь смотреть на жизнь более реалистично, опираться на себя, на свою интуицию и опыт.
— Но разве не мистически выглядит название вашего дебютного фильма «На край света»? Начало новой карьеры, любовного романа...
— Я стараюсь избегать мистики. Следующая моя актерская работа была у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда». Это такое владение режиссерской профессией, на 120 процентов! Вот тогда я и поняла, что актерская профессия занимает мое воображение полностью. Но в театре нам не пришлось вместе поработать, хотя я присутствовала на репетициях спектакля «На дне», который он ставил в Театре на Таганке. Позже перенесла этот опыт разбора роли в свою работу над фильмом «Без солнца» режиссера Юлия Карасика по этой же пьесе Горького. Я играла Настю, а Смоктуновский — Барона. Мне просто везло в жизни на встречи с интересными людьми, ведь я училась не только профессии. Это везение и есть актерское счастье.
Беседу вела Марина Квасницкая