«Ла Фениче» возродился из пепла

Новая постановка оперы Массне «Король Лахорский» в Венеции

Венеция, как известно, — город сказочной мечты. Уникальный музей под открытым небом хранит несметные сокровища искусства в роскошных дворцах — свидетелях былого богатства и величия города. Одним из самых драгоценных бриллиантов в дворцовом ожерелье города считается театр «Ла Фениче». Он был открыт в 1792 году, и его внутреннее убранство является воплощением пышного расцвета искусства Венеции.

«Ла Фениче» — истинное чудо света! Каждый входящий в зрительный зал замирает, пораженный пиршеством итальянского барокко. Обилие позолоты в кружевных рельефах и расписных узорах нисколько не отягощает зал, ибо в нем царствует воздушная голубизна неба. Голубой плафон с почти прозрачной серебряной радугой украшает роскошная люстра: несмотря на позолоту, этот ажурный букет из ламп легко парит над уютным партером и вносит настоящую венецианскую праздничность. Праздничность излучают и нежно-кремовые фронтоны четырех ярусов: их искусные росписи цветов и амуров чередуются с живописными медальонами и золочеными бра. Напоминая старинные свечи с розовыми абажурами, они придают залу торжественную парадность.

В 200-летней истории «Ла Фениче» — масса знаменательных событий: здесь состоялись премьеры многих опер Беллини, Россини и Верди; здесь пели великие артисты, в том числе Мария Каллас. Однако в судьбе театра есть и трагические моменты: трижды он полностью сгорал, но, словно птица Феникс, возрождался из пепла. Видимо, не случайно театр и называется «Ла Фениче», по-итальянски «Феникс». Последний раз он сгорел за 9 часов 29 января 1996 года, но через 8 лет вновь ожил: 14 декабря 2003 года здесь выступил оркестр театра под управлением Риккардо Мути.

В первый день наступившего года телеканалы «ARTE» и «RAI» вели прямую трансляцию концерта из «Ла Фениче». За пультом стоял знаменитый французский дирижер Жорж Претр, недавно отметивший свое 80-летие. С участием итальянской певицы Аннализы Распальози и тенора Джузеппе Джипали были исполнены фрагменты из опер Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Масканьи. Для «Ла Фениче» этот концерт стал новой традицией, которая давно сложилась у Венского филармонического оркестра: его новогодние выступления ежегодно транслирует Евровидение на десятки стран.

Во второй день наступившего года на сцене «Ла Фениче» предстала опера Массне «Король Лахорский». Ее премьера состоялась в Опере Гарнье в Париже (1877); через год она появилась в Мюнхене, Лондоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Праге, а в 1882 году — в Петербурге. Особенно широко «Король Лахорский» был представлен в Италии. Уже в 1878 году опера была поставлена в Турине, Риме, Болонье, Пьяченце, а в Венеции даже в двух театрах — «Эретенио» (15 августа) и «Ла Фениче» (26 декабря). Столь быстрое признание и такая широкая популярность этой оперы связаны с ее увлекательным сюжетом и, главным образом, с мелодическим богатством партитуры.

Основу сюжета составляет древняя индийская легенда о любви, ревности и мести. События происходят в Индии в эпоху мусульманского нашествия (ХI век). В любовном соперничестве сталкиваются Лахорский король Алим и его генерал Синдия, который хочет жениться на своей племяннице Сите.

Трагическая сказочная история предстает в семи картинах 5-актного спектакля. С двумя антрактами он идет почти 4 часа, и время пролетает быстро, ибо каждая картина завораживает яркими оркестровыми красками, гибким ариозно-декламационным вокалом, великолепными ариями и дуэтами, звучанием хора.

Спектакль создали известные мастера с большим международным опытом: французский режиссер Арно Бернар, итальянский сценограф Алессандро Камера и автор костюмов Карла Рикотти. В их постановке оригинально использована бутафорная машинерия эпохи индустриализации. Этот театральный прием внес в спектакль ряд эффектов: огромные шестеренки, валы и поршневые механизмы обеспечивали перемещение индусских храмов, раздвоение королевского дворца, подъем и спуск поля битвы...

Необычайно интересно, с особой фантазией поставлен третий акт — в раю. Он предстает как роскошный бал под ажурным куполом дворца-оранжереи. В причудливых нарядах гостей и убранстве зала царит белый цвет. В разгаре бала на серебряном слоне здесь появляется величественный Индра, царь всех богов. Празднество украшает большая хореографическая картина, в которой чередуются классическое трио, соло молодого бога Нареды, акробатический дуэт юношей и ансамбль индусских нимф-апсар. Хореограф Джанни Сантуччи смешал разные жанры танца, поэтому этот дивертисмент произвел несколько размытое впечатление.

В восьми представлениях оперы Массне участвовали два состава солистов: шесть главных ролей исполняли девять итальянцев, два болгарина и поляк. Аннализа Распальози (Сита) в прошлом сезоне пела в «Травиате» на сцене Большого театра в Москве. Несмотря на хорошую репутацию и вокальное мастерство солистов, их пение не всегда было на высоте. Причина, видимо, в чрезвычайно чуткой акустике «Ла Фениче»: при излишнем форсировании голос певцов обретал жесткие оттенки.

Что касается хора и оркестра театра, то их звучание было хорошо сбалансированным, рельефным и образным. Комплиментов заслуживает дирижер Марчелло Виотти, широко известный как сильный интерпретатор симфонических и оперных произведений. Маэстро ярко и динамично представил великолепную партитуру Массне, дав ей вдохновенную и полнокровную жизнь и силу.

Виктор Игнатов

реклама

вам может быть интересно

Моцарт, и несть ему конца Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама