Возвращение «Луки»

Этот портрет, вероятно, известен всем любителям детективного жанра в кино, даже тем, кто редко бывает в музеях и мало интересуется изобразительным искусством. Картина, вышедшая на экраны страны в 1970 году, до сих пор пользуется завидной популярностью. Конечно же, я говорю о фильме «Возвращение «Святого Луки» режиссера А. Бобровского. Лента создана на материалах действительно происшедшего события — похищения в 1960-х годах с одной из выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина полотна великого голландского живописца XVII века Франса Халса «Евангелист Лука», одного из самых замечательных его произведений.

В те времена кражи художественных картин были большой редкостью, тем более из такого всемирно известного столичного музея. Поисками «Святого Луки» занималось КГБ, и они увенчались успехом. Правда, возвращение картины происходило совершенно не так, как об этом рассказывается в фильме. Но, уверяю вас, не менее интригующе.

Вообще история «Евангелиста Луки» и парного с ним «Евангелиста Матфея» Франса Халса может послужить сюжетом не одного приключенческого произведения. После их создания они исчезли на несколько столетий. О том, что у художника были такие картины, знали лишь из старых каталогов. Предполагали, что они погибли, навсегда утрачены. Лишь осенью 1958 года сотрудница Эрмитажа Ирина Линник, одна из крупнейших специалистов и знатоков голландской живописи, отыскала эти портреты в... Одесском музее западного и восточного искусства.

Конечно, произошло это не сразу, не вдруг. Она нашла в музейных запасниках два небольших холста, поступившие туда из Одесской картинной галереи. Но они числились анонимными произведениями русского искусства XIX века. Ирина Линник сразу же определила, что к русской живописи они никакого отношения не имеют (картины русских художников вы можете купить на https://artofrussia.ru/gotovie-kartini). Дальнейшие исследования привели ее к бесспорному заключению: «Беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная, могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники — Франсу Халсу».

Это было открытием мирового масштаба. И конечно, новооткрытые произведения великого мастера из Одессы были привезены в Москву и размещены в ГМИИ имени А.С.Пушкина для всеобщего обозрения и тщательного осмотра специалистами. Но случилось непредвиденное — «Евангелист Лука» был украден средь бела дня прямо из зала, где он экспонировался. Дальнейшее в великолепной художественной форме, в прекрасном исполнении актеров вы можете увидеть в фильме «Возвращение «Святого Луки».

А сам «герой» картины сейчас вернулся в те залы Государственного музея изобразительных искусств, где московские зрители могут увидеть его воочию. Вместе с «Евангелистом Матфеем». Думаю, что эта неординарная выставка привлечет всеобщее внимание.

Василий Андреев

реклама