Судьбы забытых страниц

Капелла имени Александра Юрлова в БЗК

Чтобы почтить память выдающегося музыканта, не обязательно ждать круглой даты: официоз не всегда благотворно сочетается с настоящим искусством. Отмечая 32 года с момента кончины крупнейшего мастера в области хорового искусства Александра Юрлова, коллектив, носящий его имя, на сцене Большого зала консерватории продемонстрировал верность традициям и заповедям замечательного артиста. Это касается не только качества исполнения — безусловно высокого, но и выбора репертуара. А.Юрлов имел огромный репертуар и во многом способствовал возвращению забытых страниц наследия прошлого, прежде всего — духовного. В этой связи выбор хоров без сопровождения А.Гречанинова весьма показателен.

В первом отделении была представлена целая литературно-музыкальная композиция. Текст, состоящий из раздумий о страстях Господних и фрагментов поэтических произведений эмоционально-прочувствованно прочел Рафаил Клейнер. Между поэтическими отступлениями прозвучали Хор «К Богородице прилежно» и фрагменты из богослужения «Страстной седьмицы». Эти мало исполняемые страницы Гречанинова, несмотря на традиционность музыкального языка, произвели глубокое впечатление — не в последнюю очередь благодаря проникновенному исполнению хористами Капеллы под управлением Геннадия Дмитряка, ученика А.Юрлова. Как показалось, этот коллектив ныне имеет свое индивидуальное исполнительское лицо: выстроенная звуковая вертикаль с мягкими верхами и насыщенными басовыми голосами, внимание к тембровым оттенкам, хороший ансамбль. Быть может, единственный недостаток — это не всегда внятная дикция: впрочем, это болезнь (судя по всему — неизлечимая) всей нашей вокальной школы.

Далее в программе прозвучал шедевр западной духовной музыки — «Реквием» Моцарта. В исполнении «Реквиема» «юрловцами», к которым присоединился симфонический оркестр «Русская филармония», преобладал надежный профессионализм. Уверенные темпы в хоровых частях, крепкий ансамбль солистов, где выделялись Юлия Корпачева (сопрано) и Андрей Немзер (тенор). Менее удачно показался бас Олег Диденко, который потерялся (как и сопровождающий его тромбонист) в знаменитом сольном эпизоде «Tuba mirum». Правда, в дальнейших ансамблях он, как и меццо-сопрано Елена Куфко, аккуратно провели свои партии. С настоящим вдохновением прозвучали такие страницы моцартовской партитуры, как «Recordare», «Domine Jesu», «Agnus Dei»... В целом концерт ярко продемонстрировал, что традиции современного отечественного хорового искусства, у истоков которых стоял А.Юрлов, живут и развиваются не в последнюю очередь благодаря усилиям учеников Мастера.

Геннадий ДМИТРЯК, который лишь в начале нынешнего сезона был назначен на должность художественного руководителя и главного дирижера Капеллы имени Юрлова, поделился своими планами относительно дальнейших путей развития коллектива:

— Хоровое искусство сейчас переживает нелучшие времена: оно оттеснено, с одной стороны, мощным симфоническим движением, новыми прекрасными коллективами Ю.Башмета, М.Плетнева, В.Спивакова, а с другой стороны, поп-культурой. Однако хоровое искусство могло бы стать объединяющим фактором на пути формирования той национальной идеи, о которой сейчас много говорят. У Капеллы имени Юрлова есть все основания стать лидером этого движения за возвращение к национальным культурным истокам.

Что касается ближайших планов, то я сейчас вынашиваю идею организации музыкального фестиваля «Кремли России». Ведь кремль — это символ нашего государства, в старину он являлся средоточием не только власти, но и духовной жизни. Я хочу организовать тур капеллы во Псков, Коломну, Рязань, Нижний Новгород и Новгород Великий — в те города, где есть кремль, проводить концерты, объединяясь с местными хоровыми коллективами, как делал в свое время А.Юрлов. Конечно, проведение подобного фестиваля должно проходить под высочайшим патронатом — Президента России и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II; предстоит заинтересовать Федеральное собрание, Думу, мэров этих городов, губернаторов. В то же время это поможет наладить гастрольную деятельность капеллы по российской глубинке, где всегда с нетерпением ждут столичных артистов. Я планирую исполнять там программы, связанные с историей России, — музыку эпохи Петра Великого, к примеру. Мечтаю о создании музыкально-драматических композиций с привлечением слова, может быть — видеопроекции, чтобы выйти за рамки чисто академического концерта. Также коллектив капеллы, продолжая традиции А.Юрлова, будет обращаться и к современной музыке.

Евгения Кривицкая

Если вы настоящий меломан и активно посещаете концерты классической музыки, оперы и балеты, незаменимым подспорьем для вас может стать Афиша классической музыки в Москве. Там вы найдете самую актуальную информацию с возможностью поиска билетов.

реклама

вам может быть интересно