|

Мария Эклунд: «Для восприятия классической музыки нужны подготовка и... свободное время»

В профессиональной музыкальной деятельности уже давно нет разделения на мужские и женские специальности: никого не удивишь исполнительницей на контрабасе или даже тубе. Лишь женщина-дирижер по-прежнему остается редким феноменом. Хотя высшие учебные заведения исправно выпускают не только дипломированных дирижеров, но и дирижерш, редкие единицы из них достигают большой эстрады. Столь длинная преамбула, естественно, неслучайна. В Концертном зале имени Чайковского состоялось выступление дирижера Марии Эклунд (Швеция). Молодая белокурая валькирия, она наглядно продемонстрировала, что, как в любой сфере, главное — талант и профессионализм.

На суд публики в Концертном зале имени Чайковского она представила программу из сочинений XX столетия, разумно соединив партитуры американских композиторов — А.Копленда (сюита из балета «Весна в Аппалачи») и «хитовую» «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Гершвина с Девятой симфонией Шостаковича. Наличие титулованного солиста, каким является пианист Николай Петров, придало дополнительную значимость концерту.

Как показалось, М.Эклунд прежде всего стремится к точности в выполнении авторского замысла: ее интерпретации продуманы в деталях и стройны по форме. Так, не без шарма звучала гершвиновская рапсодия: дирижер добилась от Академического симфонического оркестра Московской филармонии пряных блюзовых интонаций, элементов импровизационности. Игра Н.Петрова — музыканта поистине безграничного стилевого диапазона (от барокко до джаза) — добавила дополнительные «вкусные» штрихи в это красочное полотно.

Девятая симфония Шостаковича очень часто вызывает ассоциации с «Классической симфонией» Прокофьева: прозрачная партитура, игра стилями. Однако в трактовке М.Эклунд она оказалась ближе к Четвертой симфонии Малера. Здесь классицистский оптимизм, проникновенная лирика не заслоняли интонаций гротеска, без которых немыслим Шостакович. Необходимо отметить весьма качественное звучание оркестра: точная мануальная техника помогла музыкантам благополучно миновать «рифы» Девятой симфонии (как то многочисленные соло духовых или гибкие темповые смены в идущих без перерыва трех последних частях сочинения). Тему Шостаковича продолжил «бис» — танец Ломового из актуального ныне балета «Болт». Праздничная атмосфера вечера стала лучшим подтверждением того факта, что М.Эклунд обладает счастливым умением увлекать за собой слушателей, убеждать в правоте своих творческих идей.

После концерта удалось побеседовать с Марией ЭКЛУНД:

— Вы прекрасно говорите по-русски...

— Да, мои корни в России, но вот уже 12 лет я живу в Швеции. Свое музыкальное образование, начатое в Москве, я заканчивала уже в Стокгольме, в Королевской академии музыки. Среди моих профессоров по дирижированию был Инг Ва — китайский музыкант, учившийся в Вене. А совершенствовалась опять в России, в аспирантуре Московской консерватории у Геннадия Рождественского.

— С какими оркестрами вы сотрудничаете?

— В Швеции у меня есть свой коллектив — «Стокгольмские виртуозы», я также много гастролирую сама, в Англии, Франции, в Германии выступала с Берлинским симфоническим оркестром. И мне было очень приятно получить приглашение из России, выступить с оркестром Московской филармонии, тем более с такой интересной программой и таким выдающимся солистом, как Николай Арнольдович Петров!

— Выбор не очень традиционный для гастролера. Музыка XX века у нас чаще обойдена вниманием.

— Да, для меня было откровением, что Девятая симфония Шостаковича воспринимается здесь чуть ли не как авангард. Выбирая это сочинение, я считала, что это — одна из самых понятных партитур композитора — является стандартным репертуаром для российских оркестров. Для меня — это уже классика, как, впрочем, и Прокофьев, и Стравинский, и Барток, и Бриттен. Я постоянно исполняю современную музыку: например, в репертуаре «Стокгольмских виртуозов» много сочинений ныне живущих скандинавских авторов.

— Как оркестранты встречают за пультом женщину-дирижера?

— Хорошо. У меня не возникало никаких проблем. На репетициях — нормальная рабочая обстановка. Хотя бывает, что я сама волнуюсь перед какими-то ответственными выступлениями, как, например, с Берлинским симфоническим оркестром, с которым играет столько знаменитостей. Но тогда контакт был великолепный и даже наше исполнение «Русских фотографий» Р.Щедрина, записанное с концерта, потом транслировали по Немецкому радио.

— Как вы считаете, форма академического концерта еще актуальна в наши дни или, как утверждал в недавнем интервью композитор В.Мартынов, она изжила себя?

— Я так не думаю. Конечно, чтобы слушать классическую музыку, нужны подготовка и свободное время. Здесь, как и на Западе, люди куда-то торопятся. Но интерес к классической музыке тем не менее не ослабевает, и понятно почему. В ней заложены вневременные ценности, в которых всегда нуждаются люди. И те, кто понимает это, будут продолжать ходить в концертные залы. Авангард может существовать параллельно, принимая любые формы: он вовсе не должен вступать в конфронтацию с академическим искусством. Пусть звучит разная музыка.

— Услышим ли вас еще в Москве?

— Да, уже запланированы два концерта в апреле — с Государственным симфоническим оркестром России под управлением Вероники Дударовой, где будет солировать пианистка Любовь Тимофеева, и с Государственной академической симфонической капеллой и скрипачом Кареном Шахгалдяном.

Беседу вела Евгения Кривицкая

Интересуетесь профессией дирижера? Бесплатно скачивать книги о дирижировании приглашаем на сайт KnigoPoisk. Все новинки и бестселлеры в формате fb2, pdf, epub и txt.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама