Прощальные песни о главном

«Лики любви»: ставка на море

Итак, завершился московский период истории «Ликов любви», о чем вполне официально на закрытии Х юбилейного феста заявил Марк Рудинштейн, приглашая сторонников гетеросексуальных отношений на экране в Сочи уже с этого августа. Новая прописка «Ликов» была означена кольцевой композицией фильмов открытия и закрытия феста — соответственно, музыкальным байопиком Кевина Спейси «У моря», во всех смыслах сольным, и психологической драмой Алехандро Аменабара «Море внутри», удостоенной «Оскара» как лучший иностранный фильм года. Трудно было придумать более разноплановую пару фильмов (основанных на реальных событиях в обоих случаях) для огранки конкурсного показа, следует отдать должное составителям программы Сергею Лаврентьеву и Ситоре Алиевой.

Пятнадцать фильмов отсмотрело международное жюри во главе с очаровательной Брендой Блетин, и итоговые решения ни у кого особых возражений не вызвали. Главный приз «Золотая Стрела» достался иранской мелодраме «Прекрасный город» (режиссер Асгар Фархади), фильму, по словам Бренды Блетин, наиболее точно отобразившему, насколько любовь многолика. Как в данном случае, любовь отца к дочери, матери к дочери, юноши к девушке, сестры к брату. «Прекрасный город», кстати, и на Международном кинофестивале в Варшаве был удостоен Гран-при. Самым романтическим дуэтом и обладателем «Серебряной Стрелы» оказалась пара Мартин Компстон — Гудрун Мария Бъярнадоттир из «Найсландии» (Исландия — Дания — Германия — Великобритания) Фридрика Тора Фридрикссона. За лучшую мужскую роль награжден Стипе Эрцег из немецкой картины «Юготрип», сыгравший югославского беженца, тяжело адаптирующегося к жизни в Германии. Приз за лучшую женскую роль разделили между именитой Перниллой Аугуст за работу в многонаселенной картине «Если я обернусь» (Швеция) и начинающей Полоной Юх за роль в мелодраме «Под ее окном» (Словения). Шведский фильм Бьорна Рунге об одних сутках из жизни обывателей в прошлом году был удостоен «Серебряного Медведя» на Берлинском фестивале за весь актерский ансамбль, а сам режиссер получил приз «Голубой Ангел». Картина куплена для нашего проката, так что желающие смогут оценить исполнительское мастерство. Наконец, специального упоминания жюри удостоило японский дебют на тему любовного треугольника — «Кошка убежала из дома».

Покончив с раздачей призов, за специальной «Серебряной Стрелой» М.Рудинштейн вызвал на сцену «самого романтического любовника и самого неотразимого мужчину киновека». С такой формулировкой свой почетный приз получил гость фестиваля Ален Делон, прилетевший в Москву на частном самолете. 69-летний актер, с неизменным белым шарфом на шее, сказал, что он двумя вещами в жизни гордится — детьми и карьерой. Для тех, кто понимает в последнем, на экране пустили фрагменты из фильмов 30 — 40-летней давности, «когда волосы у меня были черными», как сказал Делон. Впрочем, грустить поклонникам не стоит: уже в середине апреля в Москве и Питере актер побывает со спектаклем под названием «Русские горки». Делон полагает, что он знает нас неплохо, бывал в России неоднократно, снимался у русских, дружил с русским генералом Лебедем, тяжело пережил эту утрату. Журналистам показывал фото двух сибирских лаек, подаренных А.Лебедем. В кино Делон не снимается уже лет восемь: ушла эпоха великих режиссеров, как он считает, и большого кино сейчас нет. На многозначный вопрос о ликах любви стареющий актер ответил, что в последнее время все чаще вспоминает лишь один лик — неповторимой Роми Шнайдер. Вероятно, пришло время платить по счетам.

В фестивальном регламенте «Ликов любви» четко определено, что участниками феста могут быть фильмы, сюжетную основу которых определяют любовные взаимоотношения МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ. Но семейно-любовные ценности, пожалуй, действительно так деликатно-мудро были в этом году преподнесены с Востока, из Ирана. В «Прекрасном городе» юноша, только вышедший из тюрьмы, пытается помочь другу, приговоренному к казни за убийство своей девушки, и так знакомится с сестрой друга. Вместе они ищут возможность внести денежный залог, поговорить с отцом погибшей девушки, который в горе забывает о жене и другой дочери-инвалиде. Традиция кровных денег в Иране имеет давние корни, и редко что может ее нарушить. На этом фоне в картине Асгара Фархади, при достаточно драматичных событиях, присутствует нота милосердия. Милосердие как способ общения, как внутренний настрой, который преодолеет любые препоны. Но зарождающееся чувство в картине Фархади робко отступает перед лицом социальных и прочих реалий.

Асгара Фархади и прежде отмечали за рубежом: его дебютный фильм «Танцуя в пыли» был удостоен многих призов, включая награду ММКФ в 2003 году. И пусть ему еще далеко до многоопытного соотечественника Аббаса Киаростами, запомнить стоит это имя.

Имена же европейцев Майкла Уинтерботтома («Страна чудес», «В этом мире») и Фридрика Тора Фридрикссона («Дети природы», «Дни кино», «Ангелы Вселенной») для синефилов не нуждаются в особом представлении.

«9 песен» Уинтерботтома сегодня выходят в ограниченный прокат в кинозале «35 мм», это вторая купленная картина из конкурсной программы. Скандальная априори, она была из самых ожидаемых. Первая заваруха вокруг «9 песен» случилась в Канне, когда часть критиков сочла увиденное порнографией. Однако, несмотря на скандальность, на 52-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне фильм получил награду за лучшую операторскую работу Марселя Зюскинда.

Сюжет как таковой беден на события: в Лондоне в перерывах между рок-концертами двое занимаются любовью. С одной концертной площадки на другую и назад в квартиру, за сексом. Когда долго, когда нет, когда подробно, с деталями. Изображение зернистое, профессиональное (оператор все же мастер), герои как из соседнего двора. Дело не в том, что они намеренно лишены звездных черт и модельных параметров, что они такие же, как все. В «Интиме» Патрис Шеро вообще добивался, чтоб два тела в кадре были физиологически непривлекательными. Просто еще несколько лет назад многие табу были сняты, и теперь арт-порно никого не удивит, если за ним «дважды два». Кроме безумных ревнителей морали (и других любителей), которые с линейкой в руках могут измерять грань между эротикой и порнографией.

Она — студентка из Штатов, в Лондоне на годичной стажировке, он — гляциолог, изучает Антарктику. В снежной пустыне можно испытать клаустрофобию и агорафобию одновременно, это как когда двое в постели, говорит он. Вот все, что известно о них, остальное лежит в визуальной плоскости.

В сфере поэзии, замешенной на почти метерлинковских поисках цели жизни, располагается «Найсландия» от исландского гения и самоучки в кино Фридрикссона. Его психоделическую драму «Ангелы Вселенной», где главный герой повредился рассудком после несчастной любви, показывали у нас на «Европанораме» года четыре назад, бывал в Москве и в Сочи на «Кинотавре» Фридрикссон и раньше. Найсландия — это кусочек Исландии с населением численностью в один миллион два человека. Двое, самый романтический дуэт «Ликов-2005», живут рядом, любят друг друга и едва не теряют по причине... утраченной цели в жизни. Нелепо погибшая кошка — лишь повод, но все хорошо закончится. Фридрикссона нужно смотреть, помня о том, что в Исландии черный юмор древнее цинизма и любая мелочь может обернуться невероятной фантазией.

Оксана Гаврюшенко

Особый пласт современной восточной культуры — южнокорейское кино. Оно отличается самобытностью и утонченным вкусом. Смотреть онлайн дорамы с русскими субтитрами — истинное наслаждение для гурманов.

реклама