Метаморфозы «Тригона»

Музыканты молдавской группы «Тригон», следуя в Ярославль на Международный джазовый фестиваль, сделали остановку в российской столице и дали единственный концерт в Культурном центре «Дом». Прошло восемь лет с тех пор, как прославленное на всю Европу арт-джаз-фолк-трио из Кишинева впервые появилось в Москве. Не раз менялся его состав, но незыблемым и классическим оставался инструментарий: альт, бас-гитара, ударные.

«Тригону»-1 (Анатолий Штефанец — Серджиу Тистимицяну — Олег Балтага) удалось легко и быстро завоевать лучшие европейские джазовые подмостки и стать обладателем Гран-при французской Академии звукозаписи имени «Шарля Кро» за лучший CD 1996 года «The Moldovan wedding in jazz» (этой же премии в свое время удостоился Давид Ойстрах). Уникальность и неповторимость «Тригона» состояла в том, что в его составе принципиально не использовалось фортепиано — обязательная и едва ли не главная краска гармонической палитры американских джазовых «банд».

И что же мы увидели сейчас? Вполне «комфортный» джазовый квартет — альт, фортепиано, духовые, ударные... Исчез «basso profundo», но, к счастью, не испарились тригоновский дух свободы и его национальная «подоплека». Главным носителем фольклорного тематизма в «Тригоне» по-прежнему остается альт Анатолия Штефанца, лэутара в третьем поколении. Блестящий импровизатор, Штефанец манипулирует своим инструментом, как только желает. То альт мычит под его пальцами коровой, то изображает старинную музыкальную шкатулку, то, как пчелка, жужжит и выдает «мертвые петли» в головокружительном темпе.

Лидер и основатель «Тригона» и самый старший его участник, А.Штефанец отказался от роли солиста-диктатора, и теперь рядом с ним на сцене на равных выступает мультиинструменталист Валентин Богян. Этот талантливый 27-летний музыкант играет почти на всех молдавских народных духовых инструментах — кавале, тилинке, окарине, чимпое, а также на трубе и саксофоне. Кроме того, обнаружилось, что Богян вполне может затмить любого этноджазового певца.

Барабанные палочки, полгода назад оставленные в «Тригоне» Олегом Балтагой, взял в руки его ученик Гари Твердохлеб — музыкант думающий и пытливый. Как мне показалось, раскрыться в полной мере ему пока мешает незримое присутствие за спиной «тени» его знаменитого учителя. Хотя в коротких сольных эпизодах Гари показывает вполне профессиональный подход к делу.

Из всех троих новобранцев «Тригона», пожалуй, самый раскрепощенный и уверенный в непогрешимости своих музыкальных позиций — «молдавский С.Курехин» клавишник Дорел Бурлаку. С ним не пропадешь — его гармоническая фактура основательна, как крепостная стена, импровизационные ходы лаконичны и предсказуемы. Он естественно вольется в любой состав любой группы, играющей традиционный джаз, афро-кубинский, или funky, и везде будет хорошей «грунтовкой холста». Мне думается, именно такого надежного и гибкого музыканта не хватало А.Штефанцу в тот момент, когда «Тригон» навсегда лишился своего прежнего золотого состава.

Арт-джаз-фолк группа «Тригон» играет сегодня важную роль в межэтнических джазовых отношениях: в основе «тригонометрических» композиций, строящихся по примеру старинного concertо grosso, где солирующие инструменты соревнуются со звучащей «массой», — фольклор молдавский, русский, татарский, киргизский...

В сентябре в Кишиневе откроется очередной Этноджаз-фестиваль «Тригон», на который, как полагается, съедутся самобытные джазовые музыканты со всего мира. А пока молдавский квартет готовит новую программу к июньским гастролям в Москве.

Людмила Осипова

Хотите разбираться в музыке как настоящий профессионал? Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Начните с изучения музыкальных терминов. Каденция в музыке имеет особое значение. Каденции бывают полные и неполные, серединные и заключительные.

реклама