Турецкий дебют

«Русская филармония» в Анкаре

Нынешний сезон открыл в жизни оркестра «Русская филармония» новую страницу. Главным дирижером стал Юрий Кочнев, который взялся за трудоемкий, но крайне полезный цикл монографических концертов симфонической музыки. Идет абонемент «РФ» в Доме музыки, цикл в Государственном музее А.С.Пушкина, проводятся отдельные концерты с известными солистами и дирижерами. Утверждаться на международной сцене после большого перерыва (с «Пражской осени» 2003 года) приходится чуть ли не заново, принимая предложения не только выгодные, но и статусные, интересные и с творческой, и с политической точек зрения.

В апреле оркестру, а также маэстро Федору Глущенко (с ним «РФ» счастливо сотрудничает уже второй сезон) выпала честь открывать 22-й Международный музыкальный фестиваль в Анкаре, который считают одним из главных музыкальных событий в Турции. Фестивалю более 20 лет, проводится он ежегодно и длится около месяца. А главная его особенность — жанровая безграничность, привлекающая самую широкую аудиторию. Анкарский форум входит в Европейский фестивальный союз, штаб-квартира которого базируется в Женеве.

Оргкомитет фестиваля и российский оркестр подружила Незакет Касимова — в прошлом бакинский музыковед, а ныне гражданка Турции и импресарио, руководитель агентства «Премьер-Арт-Менеджмент». Она занимается продвижением на турецкий рынок российских проектов. Два года назад она же представила на Анкарском фестивале оркестр Вероники Дударовой.

В афише недавно закончившегося фестиваля фигурируют очень известные имена. Поклонникам джаза приготовили выступление бразильской звезды Тани Марии и ее квартета «Viva Brazil» (москвичи помнят ее по выступлению на фестивале «Богема Джаз»). Любителям исторического музицирования — концерты авторитетных ансамблей из Венеции («I Madrigalisti di Venezia»), Лондона («London Baroque» и знаменитое сопрано Эмму Кёркби), Парижа («Ars Antiqua de Paris»). На радость ценителям фламенко — визит испанского гитариста Висенте Амиго с группой. Танцевальная программа представлена классическим «Лебединым озером» Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского и несколькими вечерами современной хореографии от прогрессивных европейских трупп. Кроме того, были приглашены хор мальчиков из Гарлема, камерный оркестр «Словацкая симфониетта», удивительный «Оркестр контрабасов» из Франции, симфонический оркестр Детмольда, голландская певица Петра Бергер, объединяющая поп-музыку и классику (всего 24 концерта). Разумеется, участвовали и турецкие музыканты. Звездного пианиста Фазиля Сая (обретшего поклонников и в Москве после выступления с Максимом Венгеровым) приберегли для закрытия.

Наш оркестр хорошо вписался в это соцветие. В анкарском Салоне министерства образования «Русская филармония» уверенно и с воодушевлением сыграла увертюру к «Руслану» и дивертисмент из «Щелкунчика». А также успешно музицировала с турецким скрипачом Тункаем Йилмазом, немецким виолончелистом Густавом Ривиниусом и болгарским пианистом Людмилом Ангеловым. Скрипач солировал в концерте турецкого композитора Улви Кемаля Эркина, все трое — в Тройном концерте Бетховена.

Первый вечер прошел, как говорится, «для протокола»: в первых рядах присутствовали высокопоставленные чины, окруженные репортерами, в остальных — счастливые обладатели приглашений. С приветственной речью выступил министр культуры и туризма Турции Эркан Мумджу и подчеркнул ту важную роль, которую играет Анкарский музыкальный фестиваль в культурной жизни столицы и всего государства. Второй концерт «РФ» был адресован уже простой публике, купившей билеты, и в зале не нашлось свободного места.

Татьяна Давыдова

реклама