Старейшие аутентисты

В Малом зале консерватории состоялся юбилейный концерт ансамбля «Мадригал»: прославленный коллектив отмечал 40-летие творческой деятельности. «Мадригал» вошел в отечественную историю культуры как первый российский вокально-инструментальный ансамбль, проторивший дорожку в мир вокальной музыки Ренессанса и барокко и исполнявший ее в сопровождении старинных инструментов — клавесина, виолы да гамба, продольных флейт... В середине 1960-х это был настоящий прорыв.

Вечер открыли корифеи ансамбля — его многолетний руководитель Лидия Давыдова и «мадригалисты» первого состава, певцы Борис Яганов и Лариса Пятигорская. Они порадовали слушателей своим неувядаемым искусством, исполнив мадригалы англичанина Томаса Морли. Как принято в настоящем ансамбле старинной музыки, его участники — музыканты-универсалы, одновременно поющие и играющие на самых разных инструментах. И все равно с чувством восхищения публика восприняла Л.Давыдову, замечательно аккомпанирующую на клавесине и себе, и затем вокалистам «Мадригала». Во вступительной части вечера выступил также органист и клавесинист Алексей Семенов, некогда начинавший в этом ансамбле. Он исполнил очаровательные вёрджинальные миниатюры У.Бёрда — «Труба», «Волынка» и «Флейта и барабан». Оставалось лишь пожалеть, что на сцене Малого зала до сих пор нет достойного клавесина и музыканты вынуждены «услаждать» слух публики на инструменте весьма скромных тембровых возможностей.

Английские авторы были выбраны неслучайно, составив некую преамбулу к «главному блюду». Впервые в России прозвучала опера-маска «Королева индейцев» Г.Пёрселла, которую представили музыканты ансамбля вместе с приглашенными вокалистами Андреем Андриановым (тенор) и Арсением Черепановым (баритон), струнниками барочной капеллы «Золотой век» и разнообразными духовиками. Управлял этим составом молодой дирижер Константин Науменко, специализирующийся именно в музыке барокко.

Сюжет «Королевы индейцев», повествующий о борьбе мексиканцев с испанскими завоевателями, с запутанной любовной интригой, вряд ли бы тронул сегодня, если бы не обаятельная музыка Пёрселла с ее ариями, ансамблями, хорами и оркестровыми интерлюдиями. Как показалось, молодые певцы ансамбля, ориентированные на аутентичную манеру исполнения, не всегда чувствуют себя уверенно, и в данном направлении им есть еще чему поучиться. Более ровно в качественном отношении выглядела инструментальная часть.

Евгения Кривицкая

реклама