Гитлер под черешню

«Бункер» Оливера Хиршбигеля

Фестиваль искусств «Черешневый лес» под занавес организовал российскую премьеру наделавшего шуму во всем мире немецкого фильма «Бункер» Оливера Хиршбигеля. Рассказывает он о последних днях Адольфа Гитлера, в основе сценария — книги Йоахима Феста «В бункере Гитлера», Траудль Юнге и Мелиссы Мюллер «До последнего Часа». По такому случаю здание киноконцертного зала «Пушкинский» затянули безликим красным полотнищем с надписью «Бункер», вход забаррикадировали мешками с песком, создав иллюзию подлинности. И даже несущие тут службу кинологи с собаками воспринимались как часть декорации. Все мы помним по фильмам, как немецкие овчарки набрасывались на наших солдат и военнопленных. Внутри шла веселая жизнь. Разливали в кружки пиво, угощали традиционными баварскими колбасками. Ансамбль в национальной одежде исполнял соответственно баварские или близкие к ним песни и мелодии (различат только специалисты). Периодически их звуки прерывались раскатами взрыва, откуда-то сверху на публику сыпался порошок, так что прилично одетые мужчины в темных костюмах были обсыпаны, как пеплом. Не очень-то было приятно. Народу в зале было немного, особенно для такой премьеры. Каждого угостили черешней в газетном кульке от «Черешневого леса». Каких-то особых VIP-персон не наблюдалось. Камеры преследовали Л.Парфенова да Э.Лимонова, которого декоративно обнимала совсем юная девушка.

Картина длинная — 150 минут, что ей во вред, хотя сделана культурно и зрелищно, но особых чувств, ей-богу, не вызывает. Особенно много в преддверии мировой премьеры толковали о недопустимости показывать Гитлера человечным человеком, взывать о сочувствии к нему. Никакого сочувствия этот персонаж не рождает. Бруно Ганц, исполнивший эту роль, говорил о том, что его герой — больной, уставший от жизни человек. Так, собственно, и оказалось. Чем-то он похож на Гитлера — Мозгового в трактовке А.Сокурова в картине «Молох». Просто иногда по-человечески смотрит на свое окружение, особенно на стенографистку, кухарку, Еву Браун. Предполагается, что мы видим происходящее глазами этой самой юной стенографистки, которая сочла когда-то за счастье работать с этим человеком вопреки протестам собственной семьи. Но все на уровне предположения. Мы смотрим собственными глазами, как холодные наблюдатели чего-то такого, что давно кануло в Лету, хотя это и не так.

Сегодня всё большую популярность приобретают альтернативные способы заработка. Интересно узнать о криптовалютах, блокчейне и децентрализованных технологиях? Тогда советуем посетить биткоин форум, где вы найдете исчерпывающую информацию по теме.

Апрель 1945 года, идут последние бои, исход которых предрешен. Фюрер скрывается в бункере и покидать Берлин не намерен, вопреки советам. Не то чтобы он человек чести, об этом и речи быть не может, просто он так решил и все еще не теряет надежды на победу. 30 апреля того же года он уйдет из жизни, поручив свои останки сжечь, чтобы русские не выставили его чучело где-нибудь в музее. Уже нет былого авторитета. Вчерашние соратники только и ждут удобного мгновения, чтобы дать деру и спастись.

Самое интересное, конечно, то, что же происходило в последние дни с человеком, уложившим миллионы людей на поле брани — русских, поляков, евреев, немцев (мы мало об этом знали). И «Бункер» живописует это нам во всех подробностях. Вплоть до ухода из жизни самого фюрера с Евой Браун, семейства Геббельса. Особенно подробно показан процесс умерщвления шестерых малолетних детей Магдой Геббельс — недрогнувшей рукой она дает им яд (причем старшая из дочерей отлично понимает, что никакое это не лекарство). Как ни странно, это тоже не трогает, хотя ведь дети же, какая разница, кто их родители. Слишком все бесстрастно и дисциплинированно. Одна лишь констатация фактов.

Одна моя коллега задала вопрос, когда же у нас снимут такой фильм о Сталине? Вероятно, не скоро. А пока довольствуются его разнообразными театральными ипостасями в сериалах. Кстати, «Бункер» частично снимали в Санкт-Петербурге, обнаружив в нем сходство с Берлином. Участвовали 700 русских статистов. Продюсер Бернд Айхингер теперь восторгается русскими людьми и тем, что удалось всем нам так далеко уйти от прошлого, раз мы можем вместе снимать фильм на такую тему в пережившем блокаду городе.

Светлана Хохрякова

реклама