|

Гарольд нашего времени

В БЗК прошел творческий вечер Григория Жислина

Григорий Жислин

На сцене Большого зала консерватории отметил свое 60-летие известный российский скрипач Григорий Жислин. В настоящее время он отдает много сил преподавательской деятельности на Западе, являясь профессором Королевской музыкальной академии в Лондоне и Академии в Вюрцбурге (Германия); проводит мастер-классы по всему миру, участвует в жюри престижных скрипичных конкурсов. Так что нечастые выступления в России уже сами по себе — события.

Ведущий концерта Святослав Бэлза неоднократно подчеркивал, какой след оставил в жизни юбиляра его знаменитый педагог — профессор Московской консерватории Юрий Янкелевич. Лишь один штрих — ныне Г.Жислин играет на раритетной скрипке работы Гваданини, принадлежавшей Янкелевичу.

Программа вечера, естественно, включила значимые для артиста опусы. Так, «Кампанелла» Паганини напомнила о блистательной победе молодого скрипача в 1967 году на Конкурсе имени Паганини в Генуе. Впрочем, сегодняшнее обращение к этому автору показало, что Жислину гораздо более близка музыка, требующая глубоких эмоций и интеллектуального погружения, чем салонная виртуозность. Именно поэтому главным художественным событием концерта стало исполнение Концерта для альта и симфонического оркестра Кшиштофа Пендерецкого.

Вот уже 25 лет двух музыкантов связывает большая творческая дружба. Примечательно, что ради того, чтобы исполнить Альтовый концерт, созданный в 1983 году, Жислин научился играть на этом инструменте. Участие прославленного композитора в качестве дирижера обеспечило надлежащее качество исполнения. Пендерецкий выбрал Национальный филармонический оркестр России, которому хорошо знаком стиль этого живого польского классика. НФОР участвовал в московской премьере оратории «Семь врат Иерусалима», в рамках фестиваля Владимира Спивакова сыграл ряд произведений Пендерецкого в Кольмаре. Взаимопонимание оркестра, дирижера и солиста позволило добиться выдающегося результата. Напряженные поиски и раздумья, где альту вновь отведена роль Гарольда, попавшего в наше время, искренность и выразительность музыки с ее финальным катарсисом произвели сильное впечатление. Надо сказать, что Жислин-альтист нисколько не уступает по масштабу дарования Жислину-скрипачу. Насыщенный, породистый звук альта, который солист продемонстрировал в многочисленных сольных эпизодах Концерта, выверенная интонация (неточности которой несколько «резали слух» в скрипичной части программы), экспрессия и динамичность движения предопределили успех этого сочинения.

Открытием вечера стал и Пендерецкий как дирижер классических опусов. Вот уже более 30 лет он занимает руководящие должности в разных оркестрах (сейчас композитор — музыкальный директор Варшавского симфонического оркестра), где выступает с разнообразным репертуаром. Но в Москве в таком качестве он показался впервые: в его интерпретации во втором отделении прозвучал Скрипичный концерт Бетховена.

Казалось, в этом бетховенском шедевре, сыгранном всеми великими музыкантами, невозможно найти что-то новое. Однако свежесть и аромат Вены, которые Пендерецкий подчеркнул в оркестровой партитуре, очаровали публику с первых тактов вступления. Пан Пендерецкий оказался отличным маэстро, не только идеально взаимодействующим с солистом, но и способным максимально «завести» оркестр, раскрыть его звуковой потенциал. Замечательные солисты оркестра получили возможность продемонстрировать свои виртуозные и музыкантские качества. В данном случае это касалось прежде всего духовиков — валторнистов и фаготиста, безупречно солировавшего в финале Концерта. Ну а самой яркой страницей стала медленная часть, где скрипач и оркестр поднялись до вдохновенных высот божественной по красоте лирики. Воодушевленная публика устроила по окончании программы долгую стоячую овацию, в равной степени адресованную всем героям вечера — Григорию Жислину, Кшиштофу Пендерецкому и Национальному филармоническому оркестру. Так что юбилей удался.

Евгения Кривицкая

реклама