Братья Дарденн: без манифестов

Братья Дарденн

Трудно переоценить значение визита братьев Дарденн, на церемонии закрытия фестиваля вручавших приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу. На пике славы, после каннского триумфа, в Москву приехали режиссеры, которых сегодня ждут во многих странах с их картиной «Дитя» (у нас фильм шел в рамках программы Петра Шепотинника «Восемь с половиной»). Вокруг флегматичных бельгийцев, удостоенных «Золотой Пальмовой ветви» в этом году, не наблюдалось ажиотажа, какой сопровождал, например, пресс-конференцию по российскому конкурсному фильму. Но на показе для прессы случился ожидаемый аншлаг.

Жан-Пьер и Люк Дарденны сразу по прибытии в Москву из аэропорта поехали на митинг в защиту Музея кино. О нашей печальной ситуации они наслышаны и справедливо полагают, что сохранить историю кино необходимо.

Они часто слышат, что, мол, их фильмы («Розетта» — «Золотая Пальмовая ветвь» в 1999-м, «Сын», «Дитя») грешат излишней социальностью. Но простая история Брюно и Сони, ставших родителями прежде, чем повзрослели, — это история любви молодой пары, это не упрек социуму, а рассказ о том, что может случиться с людьми без поддержки, без опыта. Почему Дарденны, люди немолодые, сняли фильм о 18 — 20-летних, чем зацепил их этот материал? Почему волнует судьба молодежи в Европе? «Нам интересна связь между людьми разных поколений», — сказали братья Дарденн. Как стать человеком, когда ответственности за себя самих, за семью и новорожденного никто не научил, когда нет примера для подражания, — вот что пульсирует в их бесхитростной картине, дарованной всем сторонникам соцреализма в кино.

В Бельгии кино не является товаром, брендом, оно остается ремеслом, и братья Дарденн полагают, что они просто снимают кино. Без манифестов и заранее оговоренных правил. Кинематограф итальянского неореализма оказал наибольшее влияние на братьев-режиссеров, когда они только начинали еще как документалисты (а они уже в течение тридцати лет работают вместе). Фильмы Росселлини, Пазолини и Брессона они называют в числе определяющих. Нас с кино свел антифашистский фильм Армана Гатти «Загон», добавили братья Дарденн. Наверное, это чудо, что мы работаем так долго вместе.

Награда в Канне, безусловно, поможет работать в лучших условиях, а что касается проката, то следует бороться за то, чтобы существовали кинотеатры для экспериментального кино. Не одни лишь мультиплексы требуются сегодня. «Понимаете, кругозор сужается, если смотреть и снимать только мейнстрим», — добавил старший брат.

Счастье ли это, родиться в 2005 году? Ответ прозвучал шутливо: для нашего фильма — да, для ребенка — не очень.

Оливье Гурме, постоянный актер Дарденнов, — он и друг, и владелец отеля, и выдающийся актер. В последние годы во Франции один из самых востребованных. «А мы молимся, — сказали Жан-Пьер и Люк Дарденны, — чтобы он не стал очень дорогим актером. Чтобы мы могли и дальше с ним работать».

Оксана Гаврюшенко

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама