Педагогическое вторжение

«Война миров» Стивена Спилберга

«Война миров» Стивена Спилберга

Звание главного летнего блокбастера должно быть подкреплено именами первого ряда (из числа лучших практиков киноиндустрии). Что вроде бы и доказывает случай Спилберга — Круза: в первый же день проката «Война миров» собрала четверть из затраченного 130-миллионного бюджета.

Замыслом Герберта Уэллса Стивен Спилберг болел лет десять, даже приобрел на аукционе скандальную радиопостановку 1938 года, когда волею озорника Орсона Уэллса добрая половина американцев поверила в реальность марсианского вторжения. С Томом Крузом Спилберг также дружен давно, но лишь в «Особом мнении» пара работала вместе. Мотивы этого фантастического триллера, другого блокбастера — «День Независимости» от Эммериха, пародийной ленты «Марс атакует!» от Тима Бертона и прошлогоднего «Послезавтра» все, так или иначе, вспоминаются в связи с «Войной миров». Выход «Дня Независимости» скорректировал планы Спилберга (тот не хотел неизбежных сравнений) на десять лет. И после 11 сентября тема «чужих» невольно должна была приобрести иное звучание. Если «Послезавтра» от того же Роланда Эммериха обернулось гринписовской агиткой с незапланированным комическим эффектом, то в «Войне миров» Спилберг ратует за семейные ценности, выстоявшие на фоне глобальных катаклизмов. Собственно, экранизация классического романа в начале XXI века ничем не удивляет. Одноименный фильм 1953 года наверняка больше поразил воображение современников, которым еще никакие «матрицы» и «звездные войны» и не снились.

Действие перенесено из Англии конца XIX века в США наших дней, а главный герой из ученого превратился в простого крановщика, разгружающего контейнеровозы в одном из портов Нью-Джерси. Вероятно, профессия герою Тома Круза была выбрана по методу от обратного: он-то думал, что выше него лишь небоскребы, а пришлось оценить гигантские треножники — адовы машины злобных инопланетян. Которые родом не с Марса конкретно, как у Уэллса, а вообще из враждебного космоса.

Их вторжению предшествуют сообщения в теленовостях о том, что в Украине благодаря неизвестным электромагнитным импульсам все обесточено, страна во тьме. Зрители в российских кинозалах не могут удержаться от смеха: фантастика, одним словом.

Зрелище смерчей и ураганов, под которые замаскировано собственно пришествие «чужих», снято с размахом, который может себе позволить Спилберг. Правда, на сей раз мы не увидим погребенной статуи Свободы, разрушенного Манхэттена и прочих символов Америки.

В центре сюжета — мечущийся среднестатистический американец из глубинки, отнюдь не герой, которому необходимо доставить детей к их маме, своей бывшей жене, в Бостон. Рэй (Том Круз), в мирной жизни раздолбай и далеко не лучший папаша, теперь ведет борьбу за выживание в экстремальных условиях. Экстрим будет сгущаться, как ни странно, не только превосходящими силами противника, но и неуемным желанием сына Робби (Джастин Чэтуин), чей переходный возраст совпал с возможным концом света, повоевать. Хотя войной то, что происходит вокруг, назвать сложно. «Это истребление, не может муха сражаться со слоном», — как говорит персонаж Тима Роббинса. Эпизодическая роль полубезумного водилы «скорой» разнообразила сцену в подвале, где скрываются герои.

Там же режиссер позволил себе и пародийную самоцитату: двое пришельцев, натыкаясь на велосипед, пытаются длинными щупальцами крутить колесо и жутко пугаются произведенного эффекта. В одном из лучших своих «космических» фильмов, «Е.Т. Инопланетянин», именно на велосипеде, отчаянно крутя педали, дети спасали трогательное существо с глазами-блюдцами, жаждущее вернуться домой.

Детям 10 — 15 лет и родителям с комплексом вины адресована и «Война миров». Юная Дакота Фэннинг в роли дочки главного героя вчистую переигрывает Тома Круза и затмевает две трети спецэффектов. Эта 11-летняя девчушка-вундеркинд с большими голубыми глазами — сегодня самый занятый ребенок в Голливуде; она снималась с Де Ниро, Дензелом Вашингтоном и Шоном Пенном, удостоена премии MTV за работу с Робертом Де Ниро в фильме «Игра в прятки». Один из критиков заметил, что в отдельных ракурсах «Войны миров» ей можно дать лет 45, настолько сформировалась будущая мегазвезда. Впрочем, дети-звезды нечасто вырастают в больших актеров. В планах Спилберга на будущий год сделать наконец «Алису в Стране чудес» с Дакотой в главной роли.

Джастин Чэтуин (Робби) был замечен в одном из лучших фильмов конкурсной программы минувшего ММКФ — «Чамскраббер». Дабы парень не затмевал Тома Круза, в середине сюжета его героя изъяли, чтобы потом воскресить в непременно сентиментальном финале. Война миров завершилась столь же внезапно, как и началась.

Космические вампиры, испив человеческой крови, в результате передохли, а закадровый текст устами Моргана Фримена гласил, что, «как только они глотнули нашей воды и вкусили нашей пищи, они были обречены». Весьма сомнительная виньетка для истории о чудесном спасении отдельно взятого крановщика (переродившегося волею обстоятельств) с детьми на фоне гибели миллиардов. А лапа-щупальце, сжимающая раскаленный земной шар на постерах «Войны миров», бесконечно далека от аналогичных воплощений в том же «Е.Т.» или «Близких контактах третьей степени». Равно как и мастерство режиссера в его лучшие годы и сегодня.

Оксана Гаврюшенко

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама