Немецкие звёзды оперы прошлых лет

Немецкие звёзды оперы прошлых лет

Ирена Айзингер, сопрано. Маргарета Зимс, сопрано. Герман Шей, баритон.
Historic Opera Stars from Germany

Vol. 2. Irene Eisinger, Margarethe Siems, Hermann Schey.
Label: Vms
Catalogue Number: VMS127
Released: April 12, 2004
Audio CD
Number of Discs:1

Данная серия задумана ее создателями как широкая ретроспектива немецкого вокального исполнительства, посвященная искусству певцов, чье творчество пришлось на первую половину ушедшего столетия - от начала эры звукозаписи и до второй мировой войны. Многие из этих имен 60-90 лет назад составляли цвет и славу немецкой вокальной школы, украшали афиши не только ведущих немецких сцен, но и театров по всей Европе. Сегодня практически все они основательно позабыты, и отыскать их можно, пожалуй, лишь в специализированных музыкальных справочниках, да и то преимущественно немецких.

Учитывая скудность дошедшего до нас фонографического материала, первый альбом серии объединил сразу семерых вокалистов еще кайзеровской Германии. Второй альбом представляет трех певцов - сопрано Ирену Айзингер и Маргарету Зимс, а также баритона Германа Шея, которого весьма условно можно отнести к звездам именно оперы - в репертуаре певца были, конечно, оперные арии, но в театре Шей никогда не выступал. Все трое сделали себе имя в Германии и работали преимущественно на немецких сценах, хотя и ветры международной конкуренции были им знакомы.

Наиболее дозированно в альбоме представлена старшая по возрасту Маргарета Зимс (1879-1952) - муза Рихарда Штрауса, для которой композитор написал партии Хризофемиды, Фельдмаршальши и Цербинетты в своих операх "Электра", "Кавалер розы" и "Ариадна на Наксосе". До первой мировой войны Зимс блистала на императорских сценах Берлина, Вены и Санкт-Петербурга, гастролировала в Лондоне и Милане, позже преподавала в Дрездене и Бреслау. К сожалению на диске нет фрагментов из штраусовских опер: безусловно, представляло бы немалый интерес познакомиться с их "аутентичной" интерпретацией. Искусство певицы проиллюстрировано записями 1910-12 гг. арий из опер "Гугеноты", "Аида", "Риголетто", а также вальсом "Весенние голоса" Иоганна Штрауса (дорожки 20-23).

Голос Зимс - лирико-колоратурное сопрано благородной масти, не "канареечно" воркующее, но более глубокое и осмысленное, объединяющее в себе виртуозную технику и подлинно драматическую силу выразительности. Слушая ее записи соглашаешься со справедливостью слов американского критика Ральфа Льюкена: "Зимс может быть поставлена в один ряд только с такими певицами, как Лилли Леман и Лилиан Нордика, которым было все подвластно. Среди современных колоратурных сопрано быть может лишь Джоан Сазерленд приблизилась к тем вершинам, что были покорены Зимс".

Совершенно иной тип певицы представляет Ирена Айзингер (р. 1903), чьих записей на диске большинство. Это - типичное субреточное сопрано австро-немецкой школы с безупречной, способной на любые, самые головокружительные пассажи колоратурной техникой, но немного плосковатое, порою даже резкое в верхнем регистре.

Карьера этой певицы состоялась в основном в Берлине, где она в течение десяти лет была солисткой Немецкой государственной оперы. В 1930-е годы Айзингер гастролировала в Венской опере и в "Ковент-Гарден", выступала на Зальцбургском фестивале, участвовала в первых сезонах Глайндборна. Перед второй мировой войной она эмигрирует из Германии, прочно обосновавших на берегах Альбиона и изредко выступая на радио. В предлагаемом альбоме певица предстает искусным виртуозом в ариях Моцарта, Вебера, Пуччини и И. Штрауса, к наиболее удачным из которых стоит отнести "Mein Herr Marquis" из "Летучей мыши" (дорожка 2), "Kommt ein schlanker Bursch gegangen" из "Вольного стрелка" (дорожка 8), а также дуэт Церлины и Дон Жуана, спетый по-немецки с Гансом Райнмаром (дорожка 7). Но в особенности "легкокрылый" голос певицы органичен в шуточной песенке Эрнста Арнольда "Da draussen in der Wachau" (дорожка 3), где с блеском раскрылся ее незаурядный комический дар.

Искусство Германа Шея (1895-1981), чья творческая судьба также преимущественно связана с Берлином, увы, не представлено ни одним фрагментом из произведений Баха, незаурядным интерпретатором которых певец славился в свое время. Видимо, это досадное упущение можно объяснить желанием составителей показать совсем неизвестного Шея, поскольку запись "Страстей по Матфею" с его участием и под управлением Виллема Менгельберга сравнительно широко известна. Голос певца - глубокий, теплый по тембру баритон широкого диапазона, скорее даже бас-баритон, со звучной серединой и свободным верхом; безупречное легато однозначно выдает в Шее представителя старой школы, в то же время стильная фразировка делает исполнение современным, лишенным и тени архаичности. Из всех включенных в альбом записей наибольшее впечатление производят два отрывка из "Дон Жуана" (дорожки 15, 16) - серенада и бриндизи: совершенная кантилена в первой и легкость и непринужденность во втором заставляют абсолютно забыть о "невокальном" немецком, на котором исполнены оба номера.

К преимуществам данного альбома следует отнести достаточно высокое качество реставрации фонограмм, когда соблюдена мера в их "очистке": добившись более чем приемлемого с современных позиций саунда, создатели сумели сохранить и уникальное обаяние старых пластинок, причем это относится в равной степени как к более ранним записям М.Зимс, так и к сделанным И.Айзингер и Г.Шеем в конце 1920-х - 1930-е гг.

реклама