|

Скрипач запечатлённый

Давид Ойстрах ничуть не меньше, чем Пушкин, «наше все». В скрипичном искусстве он воздвиг себе памятник нерукотворный, к коему не зарастет народная тропа, и любое переиздание его наследия обречено на высокий спрос. Домашняя фонотека почитателя классики уже не будет полной без записей Ойстраха хотя бы потому, что многие вершинные произведения для скрипки мы хотим слышать в его эталонной интерпретации. Например, Концерт Чайковского, открывающий серию «David Oistrakh Edition».

Эта пятитомная серия не новинка для меломана. Вошедшие в нее записи (с 1946-го по 1972 год) издавались прежде и на виниле, и на лазере, и не только в нашей стране. Но они по-прежнему актуальны, потому не грех о них напомнить. Первый выпуск пятитомника состоялся в конце 1990-х на фирме BMG, которой некогда были проданы многие и многие лицензии «Мелодии» (что обернулось для российской компании немалыми бедами). Прекратив отношения с BMG, наша фирма вновь обратилась к Ойстраху и повторила тот успешный бокс-сет. Хотя, по большому счету, могла его перекомпоновать, дополнить, усовершенствовать. Ведь гордость «Мелодии» — немалая часть архива Ойстраха, более 200 часов музыки, в том числе и никогда не издававшейся (в целом он записал более 250 музыкальных произведений, вообще записываться любил, с восторгом встречал любое усовершенствование техники, концертную запись предпочитал студийной). Записями Ойстраха располагают также такие солидные лейблы, как «Decca», «Polygram», EMI и др., то есть для полного собрания нужна международная консолидация. Но она не нужна, чтобы привести в соответствие русско- и англоязычные аннотации в буклетах ойстраховского издания — как вариант перевести на наш язык аннотации Зигрида Нефа, более информативные, чем их безымянные соседки отечественного производства.

«David Oistrakh Edition» не претендует на звание «The best of» в полной мере (например, возникает вопрос: а где же Глазунов, Бетховен, Прокофьев, Шоссон и т.д.?), но ее контент внушает уважение. Все отобранные сочинения — знаковые (чего стоит один Концерт Брамса). А их совокупность дает весьма полное, если не исчерпывающее представление о масштабе артиста и его фантастической стабильности, не мешающей стилевому разнообразию. Здесь музыка от Глюка до Шостаковича, жанры от миниатюр-транскрипций (из них собран третий том) до масштабных концертов, исполненных на инструментах от Юсуповского Страдивариуса из Госколлекции до шикарного «Марсика», приобретенного Ойстрахом в 1966 году и сопровождавшего маэстро до самой смерти.

О многих опусах из серии можно рассказывать отдельные истории. Например, о Концерте Сибелиуса, записанном к 100-летию со дня рождения композитора, некогда лично благодарившего Ойстраха за «высокохудожественное и очень личное исполнение» и за... отказ следовать авторским указаниям метронома. Оказывается, композитор нарочно занизил темп, оберегая свою музыку от виртуозов, а Ойстрах доверился своему безупречному чутью. Из разряда эксклюзива — единственная запись «Юморесок» Сибелиуса (с БСО и Рождественским) или Второй сонаты Брамса (с Рихтером). Альянсу Ойстраха с Рихтером отведены два диска из пяти — с сонатами Шостаковича, Брамса, Бартока и Франка. Это не только акты творчества, но и история, тем более интересная, что сегодня можно сравнить впечатления самих музыкантов о совместной работе, заглянув в их дневники. Кто бы мог подумать, что Рихтер подозревал Ойстраха в не слишком серьезном отношении к Сонате Франка (мол, скрипач ее «считал едва ли не салонной музыкой»). Слушаем диск: в скрипичной партии ни тени легкомысленности, лишь естественность и благородная простота...

Увековечены и особые моменты в жизни артиста. Например, его юбилейный концерт в БЗК, когда 60-летний Ойстрах как никогда упоительно (по мнению очевидцев) играл свой коронный Концерт Чайковского с Геннадием Рождественским. Последний свидетельствовал, что в тот вечер особенно ярко раскрылся «всеобъемлющий образ музыканта». Или вот первое публичное исполнение Сонаты Шостаковича, специально написанной к 60-летию Ойстраха, — запись с самой премьеры. Переносясь в май 1969-го и воображая себя в Большом зале, чувствуя его наэлектризованную атмосферу, прикидываешь, далеко ли от тебя «сидит» сам не свой от волнения автор... Эта запись сонаты — тоже единственная у Ойстраха, если не считать «домашней» записи (на квартире скрипача), осуществленной при участии самого Шостаковича за полгода до премьеры. Не так давно ее выпустила малоизвестная фирма «Eclectra», хотя «Мелодия», кажется, тоже имеет доступ к этой реликвии.

В 2005 году «Мелодия» издала еще два диска Ойстраха: первый — с концертами Моцарта № 5 и № 7 (авторство последнего оспаривается). Второй включает концерты Бартока, Хиндемита и Шимановского. Оба диска сопровождаются увлекательными и глубокими аннотациями Федора Софронова, счастливо совпадающими на двух языках. Эти издания трудно переоценить. Они великолепно дополняют прежде изданное, а кроме того, выгодно отличаются естественностью звука — это результат минимального вторжения реставраторов, решивших не приносить индивидуальность тембров и характерность звучания 50-летней давности в жертву чистке шумов. Российские оркестры, ведомые молодым Кондрашиным, восхищают чистотой и изяществом исполнения Моцарта в «доаутентические» времена. А концерты западных современников Ойстраха — настоящий подарок меломанам, которым услышать эти сочинения доводится весьма нечасто, а в блестящем преподнесении — тем более. Опусы Бартока и Шимановского — единственная запись Ойстраха, а концерт Хиндемита он запечатлел еще и под управлением самого автора. Можно сравнить с мастерским аккомпанементом Геннадия Рождественского, наводящим на мысль, что всякое издание записей Ойстраха с российскими оркестрами и дирижерами из золотого века отечественного исполнительства обусловлено не только авторскими правами (западное принадлежит Западу), но и художественной ценностью творчества лучших представителей прославленной русской школы.

Татьяна Давыдова

Клавишные инструменты, звуковое оборудование, караоке можно купить онлайн с бесплатной доставкой. Приглашаем вас за покупками в музыкальный магазин Sound Dealer. Мы более 13 лет на рынке!

реклама