Прайм-тайм для резидента

После растянувшихся на целую декаду новогодних рождественских каникул, когда нам почти каждый день показывали качественные фильмы почти на любой вкус, с кино на ТВ, по большому счету, стало худо. Никак не выберется из затянувшегося кинокризиса канал «Культура», который не так давно регулярно радовал сериями шедевров мирового кино. На обозреваемой неделе, например, прайм-тайм отдан «Возвращению резидента» и его продолжениям, которые с большой натяжкой можно отнести к произведениям киноискусства. Телепремьер вообще, а тем более телепремьер громких фильмов, практически нет. И потому как событие недели воспринимается первый показ на отечественном телеэкране фантастического боевика «Терминатор-3: Восстание машин» («Первый канал», 29 января, 21.40. США, 2003. Режиссер Джонатан Мостоу. В ролях: Арнольд Шварценеггер, Ник Сталь, Кристанна Локен, Клер Дэйнс), который целиком и полностью оправдал надежды продюсеров: при бюджете в 170 миллионов долларов собрал в прокате 365,6 миллиона. Художественные достоинства третьего «Терминатора» в отличие от первого минимальны, по большому счету, это пустышка — но очень зрелищная, — отсюда столь впечатляющие кассовые сборы. С момента, когда легендарный Терминатор в исполнении легендарного Шварценеггера погиб в противоборстве с неуязвимым Т-1000, спасая мальчишку Джона Коннора, прошло 10 лет. И как выяснилось, вселенское зло не отказалось от своих мерзких планов поработить человечество: на нашу грешную землю со зловещими целями прибыл куда более совершенный, чем прежде, робот-убийца в очаровательном облике сексапильной блондинки (эту роль сыграла фотомодель Кристанна Локен). За 10 лет, которые отделяют второй «Терминатор» от третьего, технологии создания спецэффектов шагнули далеко вперед, и это отлично видно на экране. Железный Арни вполне убедительно доказал, что его рано отправлять на пенсию, и заслуженно получил за свои труды рекордные 30 миллионов долларов. Джонатан Мостоу достойно заменил за режиссерским пультом Джеймса Камерона, и тот впоследствии одобрительно отозвался о работе «сменщика»: «В глубине души я надеялся, что без меня у них ничего не получится, но результат превзошел все мои ожидания».

Коммерчески удачным проектом стал и фильм-катастрофа «Идеальный шторм» (НТВ, 28 января, 22.40. США, 2000. В ролях: Джордж Клуни, Марк Уолберг, Дайана Лэйн), собравший в мировом прокате 327,1 миллиона долларов. В основу фильма положена реальная история, произошедшая в 1991 году в штате Массачусетс и описанная в знаменитом романе Себастьяна Джангера. Режиссер Вольфганг Петерсен в морской тематике не новичок — его военная драма об одном из походов немецких подводников в годы Второй мировой войны «Лодка» (1981) признана настоящим шедевром. Эта картина классом пониже, но, пожалуй, впервые в истории мирового кино столь впечатляюще рассказано о борьбе за жизнь человека и разбушевавшейся морской стихии. Сначала нас знакомят с Уильямом Тайном (одна из лучших ролей много и удачно снимающегося в последние годы в кино Джорджа Клуни), капитаном небольшого рыболовецкого судна «Андреа Гэйл», и его командой, с буднями современных рыболовов, в очередной раз отправившихся в погоню за удачей. Удача, увы, отвернулось от них: судно вскоре оказалось в центре чудовищного, самого сильного в истории урагана. Режиссер настолько мастерски воссоздает обстановку, в которой оказались рыбаки, что зрители постепенно начинают ощущать весь ужас их положения, словно бы оказываются в их шкуре, — 145-минутный фильм смотрится на одном дыхании.

В «Свидании» (ТВЦ, 27 января, 1.25. Франция, 1985), удостоенном приза за режиссуру на МКФ в Канне, Андре Тешине использует минимум изобразительных средств. Обходясь практически без диалогов, он виртуозно плетет вязь из нескольких переплетающихся сюжетных линий, накапливая критическую массу для эмоционального взрыва. В центре сюжета — история красивой и необыкновенно артистичной девушки (превосходная работа тогда еще совсем молодой и никому не известной Жюльетт Бинош), которая приехала из провинции в Париж, надеясь стать актрисой. Судьба, однако, отвернулась от нее: она вынуждена играть служанку в третьеразрядном театре, и ей, похоже, не видать ни славы, ни больших ролей. И в личной жизни ей не везет: попав под сильное влияние коллеги и любовника (Ламбер Вильсон), переживающего, как выяснится позже, страшную трагедию, она испытывает одни разочарования...

Если Андре Тешине ставил перед собой, так сказать, камерные художественные задачи, то Режис Варнье в драме «Восток — Запад» (НТВ, 29 января 2006г., 23.20. Россия — Болгария — Франция — Испания, 2000. В ролях: Сандрин Боннэр, Олег Меньшиков, Катрин Денев, Сергей Бодров-мл., Татьяна Догилева) замахнулся на большее. Точка отсчета: окончание Второй мировой войны. Многие из тех, кто покинул Россию после революции, связывают свои жизненные планы с возвращением на Родину. Среди них и молодой русский врач Алексей (Меньшиков) с женой-француженкой Мари (Боннэр) и маленьким сынишкой. Но неисповедимы пути Господни. Свобода, достоинство, честь здесь, за «железным занавесом», оказались вывернуты наизнанку: рабство, унижение, несправедливость... Осталась только Любовь, над которой не властны холуи с палачами. В ней одной — спасение... Знаменитому французскому режиссеру («Индокитай») удалось достаточно убедительно — без малейших признаков «клюквы» — воссоздать атмосферу, царящую в сталинской России, картина получилась по-настоящему драматичной и острой, с яркими характерами и заслуженно была номинирована на «Оскара» в категории «Лучший зарубежный фильм» и удостоена целого ряда наград.

Исторический фильм «Жанна д’Арк» (СТС, 29 января, 23.05. Франция, 1999) примечателен как попытка соединить американский размах с европейской утонченностью. Доказав своим успешным блокбастером «Пятый элемент», что способен конкурировать с Голливудом на мировом рынке, Люк Бессон загорелся идеей экранизировать историю короткой, но чрезвычайно яркой жизни Жанны д’Арк, которая родилась в 1412 году в деревушке на севере Франции, в 1429 году возглавила французское войско, изгнавшее английских оккупантов из Орлеана, посвятила в Реймсе Карла VII в короли, а в 1431 году была сожжена в Руане как ведьма... Предполагалось, что фильм будет снимать Кэтрин Бигелоу, а Бессон выступит лишь в качестве продюсера. Ему удалось найти инвесторов, собрать международный звездный ансамбль, в который вошли Дастин Хоффман, Фэй Данауэй, Джон Малкович, Тимоти Уэст, Чеки Карио, Венсан Кассель, Паскаль Грегори и другие популярные актеры. Но когда американка отказалась снимать в главной роли Милу Йовович, он решил сам взяться за режиссуру. Критики встретили картину сдержанно. Один из них, в частности, писал в «International Herald Tribune», что «не совсем понятно, что снял Бессон — кэмповый мюзикл, историческую фреску или философскую притчу — и зачем именно сейчас мы должны это смотреть?» Не всем пришлось по вкусу, что Жанна показана в фильме не святой, а, скорее, экзальтированной особой. Но вместе с тем нельзя не признать, что Мила Йовович играет вполне прилично и что ее именитым партнерам есть что играть, что батальные сцены просто превосходны.

О побегах из тюрем было снято множество фильмов, но совсем немногие из них, в том числе «Побег из Алькатраса» (НТВ, 29 января, 1.40. США, 1979), вошли в классику жанра. Дон Сигел («Грязный Гарри», «Два мула для сестры Сары») преподал своим молодым коллегам прекрасный урок мастерства, взявшись за реконструкцию реального побега из реальной тюрьмы Алькатрас. Она была построена на острове в заливе неподалеку от Сан-Франциско в начале 30-х годов прошлого столетия и почти тридцать лет имела репутацию самой надежной в Америке. Считалось, что из этой совершенной, с точки зрения высокопоставленных федеральных чиновников, тюрьмы, где в свое время содержались Аль Капоне, Док Бэйкер и другие знаменитые преступники, невозможно сбежать. Об этом начальник тюрьмы (Патрик МакГуэн) с гордостью сообщил грабителю банков Фрэнку Моррису (Клинт Иствуд), когда тот прибыл сюда отбывать свой срок: забудь, мол, о всех своих побегах. Клинт Иствуд, в пятый раз снявшийся у Дона Сигела, впечатляюще сыграл роль мрачного, сдержанного человека, наделенного недюжинным умом и стальными нервами, задумавшего и осуществившего в 1962 году дерзкую операцию, которая привела в изумление всю Америку и повлекла за собой закрытие Алькатраса. Рассказ ведется в нарочито замедленном темпе, так что у зрителей есть возможность вглядеться, что же это за человек Моррис, и как бы оказаться в его шкуре. Режиссер настолько мастерски нагнетает внутреннее напряжение, что при всей неторопливости действия фильм воспринимается как удивительно динамичный и увлекательный.

Реальный человек и реальные события легли и в основу военной комедии Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!» (ДТВ, 27 января, 22.00. США, 1988. В ролях: Робин Уильямс, Форест Уайтекер, Бруно Кирби, Джей Ти Уолш). Робин Уильямс играет радиоведущего Эдриана Кронауэра, который, будучи призванным в армию, в звании рядового ВВС США в 1965 году прибывает во Вьетнам, чтобы занять место диджея на американской военной радиостанции в Сайгоне. С его появлением рутинная информационно-музыкальная программа «Доброе утро, Вьетнам!» коренным образом изменилась. Кронауэр высмеивал всех и вся, и его живые и остроумные комментарии событий и озорные шутки на грани фола вперемешку с зажигательной музыкой очень даже нравились слушателям. И в личной жизни самый популярный радиоведущий в Сайгоне был столь же раскован и непредсказуем, как и в эфире. И вот однажды его джип ломается в джунглях, и наш герой остается один на один с жителями тихой вьетнамской деревушки... В картине немало достоинств, но едва ли не самая главная из них — искрометная игра Робина Уильмса, которая принесла ему «Золотой глобус» и номинацию на «Оскара» — первую, но далеко не последнюю.

Заслуживает внимания еще одна комедия — «После работы» (НТВ, 29 января, 3.35. США, 1985. В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Чич Мэрин, Линда Фиорентино, Дик Миллер, Джон Херд) — едва ли не самый смешной фильм очень серьезного режиссера Мартина Скорсезе. В ней речь идет о злоключениях робкого программиста Пола Хеккета (Гриффин Данн), который имел нулевой опыт общения с девушками, считал себя недостойным их внимания и потому был сражен, когда как-то после работы к нему в кафе подошла незнакомая красавица и после короткого разговора вдруг предложила навестить подругу-скульпторшу. И затем на нашего героя навалился такой ворох кошмарных неприятностей, случайных совпадений и всевозможных нелепостей, что остается только удивляться, что он остался жив и не сошел с ума. Любопытно, что основой сценария стала очередная учебная работа студента кинофакультета Колумбийского университета Джозефа Миниона, которая Скорсезе показалась крайне интересной. Он испытывал большой душевный подъем, работая над фильмом, буквально фонтанировал идеями, доводил исполнителя главной роли до изнеможения (в частности, не давал ему спать), чтобы тот лучше вошел в образ. И как следствие — приз за режиссуру на Каннском фестивале.

Геннадий Белостоцкий

реклама