«Бог танца» в Арена ди Верона

Когда речь заходит о божестве танца, у итальянцев ответ один: конечно же, это Роберто Болле. Итальянский танцовщик не только является лучшим «продуктом» балетной школы театра Ла Скала за последние десятилетия, приглашенным солистом American Ballet Theatre, послом UNICEF, он еще и просто очень красивый и благородный человек, вполне заслуживающий того обожания и почти обоготворения, которое его окружает на родине.

Недавно Роберто исполнилось сорок три года; для балетного артиста возраст солидный, можно сказать, пенсионный, но над Болле, кажется, годы не властны. Артист находится в превосходной форме, и поклонники по-прежнему с восторгом следят за его выступлениями. Кроме того, Болле умен и знает, от какого репертуара разумнее отказаться в пользу более молодых и физически сильных коллег, а в каком его дар заблестит новыми гранями.

Много лет по Италии путешествует балетное шоу «Роберто Болле и друзья», неизменно собирающие полные залы, независимо от того, на какой сценической площадке его показывают. Роберто и его друзья способны собрать десятки тысяч зрителей в Термах Каракаллы в Риме или в Арена ди Верона.

Веронский амфитеатр стал последней площадкой для шоу в нынешнем году. Нужно ли говорить, что парад балетных звезд, во главе которого стоял Роберто Болле, собрал в Вероне более четырнадцати тысяч зрителей? И нужно ли говорить о том, что когда вы присутствуете в Арена ди Верона, и небеса начинают синеть, а звезды зажигаются, избежать искреннего волнения невозможно. Более четырнадцати тысяч сердец бились вместе: мгновения воистину незабываемые.

Обширная программа, как всегда, включала «ударные» классические и современные номера с участием артистов из Италии, Германии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Говоря о странах, мы имеем в виду балетные компании, в которых артисты танцуют, если же говорить о национальной принадлежности, то среди солистов были итальянцы, кубинцы, русская, японка, канадец, датчанин.

Неизбежный и огромный успех имели четыре классических номера русского и советского классического репертуара, па-де-труа из «Корсара», и три па-де-де из «Дон Кихота», «Щелкунчика» и «Пламени Парижа».

Обычно в гала-концертах исполняется па-де-де из «Корсара», на этот раз было выбрано па-де-труа, знакомое любителям балета по версии Мариинского театра с Алтынай Асылмуратовой, Евгением Неффом и Фарухом Рузиматовым. Выбрано неслучайно, ибо давало показать во всей красе не только балерину Мису Куранагу, но и двух прекрасных кавалеров, Тимофея Андриященко и Тараса Домитро, первого из театра Ла Скала, второго из Канадского Национального балета. Артисты составили очень гармоничное трио, Миса, миниатюрная, гибкая, не только превосходная «техничка» (к фуэте, турам и диагоналям невозможно было придраться), но и истинная личность на сцене, излучающая только ей присущую женственность и радость.

В первом отделении программы исполнялось также па-де-де из «Пламени Парижа» (хореография В. Вайнонена), которое до недавнего времени было исключительной принадлежностью советского балета, а ныне пользуется широкой известностью на Западе. Самые знаменитые танцовщики включают его в репертуар. На сцене Арены появилась пара, состоящая из «нашей» Марии Кочетковой, выпускницы Московской академии хореографии, сделавшей звездную карьеру в Сан-Франциско, и юного итальянца Анджело Греко, начинавшего в маленьком городке вблизи Мирандолы, в провинции Модена, учившемся в серьезной частной школе в Кастельфранко Венето под руководством Сюзанны Плаино у испанского педагога Элиаса Гарсиа Эрреры, но выпустившегося из балетной школы миланского театра Ла Скала.

О маленькой, да удаленькой Марии написано немало, но в тот вечер на сцене Арена ди Верона, под сияющими звездами, она, кажется, превзошла самое себя, блеснув отточенной до невероятности, подлинно кристальной техникой и заразительным брио. Анджело Греко, один из тех артистов, искусство которых лучше всего характеризует известное выражение «животное сцены», невероятно пластичный, с полетным прыжком и природной выразительностью, «сорвал» грандиозные аплодисменты публики не только за высокие прыжки, но и за способность передать героический дух знаменитого па-де-де.

Во втором отделении тот же Анджело вышел на сцену с другой партнершей, Мисой Куранагой, в па-де-де из «Щелкунчика», которое почему-то было приписано Мариусу Петипа. В итальянском интернете легко найти сведения о непростой истории создания популярного «рождественского» балета Чайковского, но, очевидно, туда никто не заглянул. Как известно, Петипа был только автором сценария «Щелкунчика», а первую версию балета, не имевшую шумного успеха, поставил в 1892 году его заместитель Лев Иванов. Артисты же танцевали в тот вечер па-де-де в хореографии Юрия Григоровича. Миса и Анджело сотворили совершенно особую атмосферу в огромном зрительном зале, привыкшему к громким аплодисментам и восторженным крикам, взятым напрокат из репертуара публики, посещающей концерты рок- и поп-музыки. В раскаленной Вероне температура достигла 32, если не более, градусов, а артисты танцевали с такой тонкостью и некоторой меланхолией, что почти перенесли зрителей в сказочный Конфитюренбург.

Главным «ударным» классическим номером программы оказалось па-де-де из «Дон Кихота» (с этой точки зрения гала-концерт балетных звезд в Арена ди Верона имел много общего с правительственными концертами в Кремлевском Дворце Съездов в советскую эпоху). В этом случае также потревожили тень Мариуса Ивановича Петипа, указав его имя в программе в качестве автора хореографии. На сцену вышли два великолепных артиста, кубинец Озиель Гоунео, ныне работающий в Мюнхене, и итальянка Николетта Манни, прима-балерина театра Ла Скала.

В Озиеля влюбляются все, кто видит его на сцене, темнокожий артист невысокого роста, атлетического сложения, своей активной «карибской» манерой напоминающий о ярко горящем пламени, не упустил возможности показать многочисленные технические трюки, среди которых прыжки и перекидные жете по кругу, за которые публика наградила его восторженным ревом. Излишне повторять, что Петипа не имел к исполненным прыжкам даже отдаленного отношения, как не имели к ним отношения и многочисленные советские исполнители партии Базиля, в течение многих лет вносившие собственный вклад в хореографию вариации Базиля; прыжки принадлежали Озиелю и только ему. Николетта Манни, пленившая женственностью, эластичностью, красотой линий, явила Китри очаровательно лукавую и победительную.

В первом отделении Болле и Манни исполнили па-де-де из балета «Караваджо» Бигонцетти на музыку Бруно Моретти по мотивам Монтеверди; хореография итальянского мастера стала почти классикой. Звезды Ла Скала идеально чувствовали друг друга в этом трогательном дуэте, два совершенных тела сплетались и расплетались, рассказывали о нежной любви и губительных страстях.

Канон ре-мажор, поставленный Отто Бубеничеком на музыку Иоганна Пахельбеля и автора хореографии, эффектным образом завершил первое отделение. Трое великолепных мужчин, сам Болле и его коллеги из труппы Ла Скала Никола Дель Фрео и Джоаккино Стараче, с обнаженными торсами, одетые всего лишь в белое трико, продемонстрировали красоту, элегантность и силу мужского танца.

Второе отделение открылось дуэтом «Step addition» в хореографии Себастьена Галтье на музыку Рене Обри, в котором партнершей Болле была миланская звезда Николетта Манни. Номер показал элементы классического танца в сложном взаимодействии и одновременно противоречии; два артиста танцевали, явив трудно достижимую человеческую и художественную гармонию.

Вслед за Болле и Манни на сцену вышли Мария Кочеткова и Себастиан Клоборг с номером «At the End of the Day» английского хореографа Дэвида Доусона на музыку Шимона Бржозки. Кочетковой и Клоборгу оказался близок мир этого утонченного художника, сосредоточенного на внутреннем мире человека, который бросает взгляд на творения своих предшественников, но способен придать остро современный оттенок собственным.

Исполненное Роберто Болле и Тимофеем Андриященко па-де-де из балета «Proust, ou les Intermittences du Coeur» Ролана Пети, вдохновленного романом «В поисках утраченного времени» на музыку Форе (Элегия до-минор для виолончели и оркестра) — почти необходимая часть программы гала (в 2016 году два артиста также танцевали его в Арена ди Верона; тогда в программе оно называлось более конкретно «Les Combats des Anges»). Между достигшим высот искусства Роберто и его молодым коллегой Тимофеем, не уступающим ему в благородстве и завоевавшим сердца не только совершенством форм, но особой лучезарностью, развивался сложный нескончаемый диалог, заставлявший задуматься о вечной борьбе добра и зла, ангельского и демонического.

Гала-концерт завершился сольным номером «бога танца» Роберто Болле под названием «Дориан Грей», вдохновленным знаменитой повестью Оскара Уайльда. Красавца и идеального принца Болле было почти не узнать в созданном персонаже, столь далекого от балетных принцев, роли которых прославили итальянскую звезду. Хореография Массимилиано Вольпини на музыку скрипача Алессандро Куарты (в основе тема «Пассакальи» Х.И.Ф. фон Бибера) создала портрет современного человека с видеокамерой в руках, инструмента для непрерывного прославления собственного ego. Измученный и почти потерявший рассудок герой Роберто Болле вел напряженный, на грани срыва, диалог со скрипачом Куартой, и в движениях его совершенного тела было очевидно глубокое терзание, вызванное непомерной и непреодолимой любовью к себе и только к самому себе.

Надо ли говорить, что успех гала-концерта был совершенно неописуемым, что, перефразируя известное итальянское выражение «E’ venuto giù il teatro» можно было сказать «E’ venuta giù l’amfiteatro»? По счастью, древнюю Арену строили на века, обрушение ей не грозит, а это значит, что ровно через год она снова будет чествовать прекрасных артистов, Роберто Болле и его друзей.

Фото: Ennevi, Андрей Успенский

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов на фестиваль в Арена ди Верона, в театр Ла Скала, Ла Фениче, Римскую Оперу, Флорентийскую оперу, театр Сан-Карло, а также заказ билетов в итальянские концертные залы и на летние музыкальные фестивали.

реклама

вам может быть интересно

Подлинное величие гения Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама