Моцартовская лихорадка

Сказать, что весь мир охвачен моцартовской лихорадкой — значит лишь еще раз констатировать общеизвестный факт. Лихорадка эта, правда, не шибко-то похожа на ту, что совсем недавно бушевала на наших просторах по случаю юбилея Глинки. Тогда юбилейная дата для многих оказалась только поводом вспомнить великого земляка, подготовить специальную программу и... если уж не забыть, то, во всяком случае, снова подолгу его не ставить и не исполнять. Между тем представить сколько-нибудь уважающие себя театр или концертную организацию на Западе, где регулярно не звучала бы музыка Моцарта, даже не то чтобы затруднительно, а попросту невозможно. Лихорадка же выражается прежде всего в резко возросших количественных показателях.

Театры, как правило, имеющие у себя в репертуаре не одну моцартовскую оперу, в юбилейном сезоне делают новые постановки. Количество выпущенных специально к круглой дате новых CD и DVD с моцартовскими сочинениями превышает их количество за последние десять лет, вместе взятых. Ну а главное моцартовское «святилище», Зальцбург, где без произведений обессмертившего этот в общем-то провинциальный городок соотечественника не обходится ни один фестиваль, в нынешнем году посвящает ему значительную часть программы знаменитого летнего фестиваля, куда войдут, в частности, все до единой оперы и некоторые из сценических кантат и ораторий с участием лучших моцартовских дирижеров и певцов.

Конечно же, Австрии сам бог велел быть центром и средоточием моцартовских торжеств. Вена старается не отстать от Зальцбурга, который обладает неоспоримым правом первородства. Зато в Вене, как и положено столице, куда больше оперных сцен и концертных площадок. Штаатсопер включила в афишу юбилейного сезона 7 моцартовских опер, причем «Волшебную флейту» — сразу в двух вариантах: для взрослых и для детей. По нескольку названий предлагают Театр ан дер Вин, Фольксопер и знаменитый фестиваль Винер фествохен, где наряду с операми будет также показан спектакль «Моцарт в Париже», в основе которого — письма членов семьи композитора. Моцартовские представления проходят по традиции и в Шёнбрунне. Что же касается концертов, проводимых как в лучших залах, так и в садах и парках Вены, то перечислить даже основные из них просто нереально.

Не будем также перечислять все моцартовские программы других стран, тем более что частично это уже было сделано в прошлом номере. Обратим взор к России, у которой свои давние отношения с Моцартом. Одна из первых монографий о Моцарте принадлежит перу Александра Улыбышева. А «наше все» Александр Сергеевич Пушкин не только создал в своей «маленькой трагедии» живой образ композитора, но и силой своего гения на долгие годы закрепил в массовом сознании ложный миф об отравлении Моцарта его старшим коллегой Сальери. Буквально боготворил Моцарта Чайковский, написавший в числе прочего сюиту «Моцартиана», а также являющийся автором русского текста «Свадьбы Фигаро».

Чем же радует наша страна в юбилейные дни? Фестивалями? Да, таковые имеются. Московская и Санкт-Петербургская филармонии, Московская консерватория, Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, Красноярский театр оперы и балета — вот неполный перечень организаций, проводивших, проводящих или только еще собирающихся их проводить. Премьерами? И ими тоже, хотя общее число моцартовских премьер, состоявшихся и ожидаемых в юбилейный год, до неприличия мало по масштабам страны.

8 февраля покажет премьеру «Волшебной флейты» Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (режиссер Андре Ботта из ЮАР намерен предложить публике зрелищное шоу, выдержанное в стилистике фильмов о Гарри Поттере). Месяцем позже премьера этой оперы состоится и на сцене московской Новой Оперы, где ее ставит знаменитый режиссер и художник Ахим Фрайер. Свою «Волшебную флейту» готовит «Геликон-опера», но не для Москвы, а для фестиваля в испанской Мериде (для которого, напомним, несколько раньше уже ставила «Милосердие Тита», российская премьера которого недавно была показана на сцене КЗЧ). А вот первым в этом сезоне обратившийся к «Флейте» Большой театр вообще не включил ее в свою афишу в начале юбилейного года и таким образом в праздновании юбилея как бы и не участвует (если, конечно, не считать приснопамятных «Детей Розенталя», где Моцарт — один из главных героев).

В Красноярском театре оперы и балета Вячеслав Цюпа ставит «Дон Жуана» (премьера — 16 февраля). В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель собирается ставить «Так поступают все женщины». Данными о других моцартовских премьерах в российских театрах мы не располагаем.

Из московских мероприятий, приуроченных к моцартовскому юбилею, вызывают любопытство композиторский марафон «250 секунд по Моцарту», инициаторами и участниками которого стали Миша Рахлевский и его оркестр «KREMLIN», и проект антрепризы «Прозрачный театр» «MOZART FOREVER» (на основе опер «Директор театра» и «Бастьен и Бастьена»), представляющий, как говорится в релизе, взгляд молодых на музыку Моцарта.

Максим Дмитриев

реклама