Антураж там правит бал

«Иоланта» в Центре Галины Вишневской

Центр оперного пения Галины Вишневской предпочитает растить вокальные дарования на популярных репертуарных названиях (единственным исключением пока была лишь «Вампука, невеста африканская»). Вот и очередной премьерой стала здесь «Иоланта» Чайковского. Над спектаклем работали питерцы Александр Петров и Павел Бубельников. А вот художник Алла Коженкова принадлежит к постоянному кругу Центра Вишневской.

Совсем недавно Петров уже ставил оперу Чайковского у себя в «Зазеркалье». Не видя того спектакля, не берусь судить, в какой мере в данном случае имел место перенос питерской постановки. Можно предположить, однако, что кукольные двойники героев вкупе с масками родом оттуда. Все эти дополнительные фигуры с их неумеренной активностью, похоже, интересовали режиссера куда больше, нежели главные герои, и были призваны «оживить» оперу. На деле это только создает излишнюю суету на сцене, ни на йоту не способствуя решению основных задач. А исполнителям ведущих ролей, по большей части лишенным режиссерского внимания, остается лишь использовать те самые штампованные жесты и позы, что еще так недавно некоторые из них сами же высмеивали в «Вампуке».

Среди исполнителей были как те, что уже знакомы по прошлогодним работам центра, так и новобранцы. Из первых — Алексей Тихомиров (Рене), Георгий Проценко (Водемон) и Игорь Горностаев (Эбн-Хакиа). Ко вторым относятся Мария Пахарь (Иоланта) и Сергей Плюснин (Роберт). В целом пели все достаточно неплохо, а Плюснин так даже ярко. Наиболее же живой и выразительной на сцене была Мария Пахарь в заглавной роли. При этом — то ли из-за попытки подражать хозяйке центра, то ли просто партия не вполне ей по голосу — способная молодая певица грешила подчас нечистой интонацией.

Павел Бубельников основательно поработал с оркестром, но, похоже, для того сборного состава, что играет в Центре Вишневской, требовалось еще больше репетиционного времени, ибо далеко не все прозвучало безупречно. К тому же в некоторых номерах и сценах маэстро неоправданно замедлял темпы, вступая в противоречие с авторской драматургией. Так, к примеру, экспрессивное, искрящееся ариозо Роберта («Кто может сравниться с Матильдой моей») оказалось как бы еще одним романсом, и необходимого контраста с последующим романсом Водемона не получилось...

Итак, Центр Вишневской пополнил свой репертуар еще одним названием. За счет работы Аллы Коженковой спектакль впечатляет визуально, а режиссерская рука в нем, безусловно, более ощутима, чем, скажем, в «Фаусте» (возобновленном в нынешнем сезоне с новым составом). Однако присутствие этой самой руки, направленной почти исключительно на антураж, мало что дает актерам, ради которых в таком учреждении, как Центр оперного пения, где во главу угла ставятся задачи педагогические, режиссер главным образом и нужен.

Дмитрий Морозов

реклама