Красота остается в России

Анна Нетребко приостановила оформление австрийского гражданства

Поскольку Анну чаще можно увидеть на сценах Запада, чем в России, давно ходят слухи о том, что певица останется за границей насовсем. В этом году стало известно, что она подала ходатайство в венский магистрат о получении австрийского гражданства. С этого мы и решили начать разговор с оперной певицей, которую удалось «заполучить» на интервью в перерывах между репетициями.

– Анна, год назад вы утверждали, что слухи о вашей эмиграции сильно преувеличены. Рассказывали, что живете в России. Даже квартиру новую в Петербурге рядом с Мариинским театром купили и в порядок привели. И вдруг – гражданство Австрии. Почему именно этой страны и что вас вообще подвигло на это?

– Почему Австрия? В этой стране (в Вене и Зальцбурге) у меня самое большое число выступлений. Особенно в ближайшие пять лет. Там по две постановки в год. Ну и, наконец, Австрия мне просто нравится. Здесь я не ощущаю себя иностранкой.
Но речь никогда не шла о том, чтобы отказаться от российского гражданства. Есть такое понятие «двойное гражданство» – вот это я и хотела сделать.
Но после того как в России появились статьи, которые представили мое решение с не очень хорошей стороны... Мне, между прочим, уже друзья звонят и сокрушаются: «Неужели правда, что ты совсем покидаешь Россию?» А я была, есть и буду русской певицей! Да еще недавно Государственную премию получила. Для меня это очень важно. Не деньги, конечно, а знак признания.
А насчет газет... Хотя я и не из пугливых, но статьи эти меня напугали. Я позвонила в Вену и попросила своего менеджера приостановить процедуру оформления гражданства. Так что опять могу повторить: слухи о моей эмиграции сильно преувеличены.

– Вы много ездите. В какой стране вас лучше принимают власть предержащие, слушатели, критики и пресса?

– Относительно первых ничего сказать не могу, как-то не задумывалась. Публика очень хорошо относится ко мне в России (все-таки я здесь много лет работаю), в Германии, Австрии. Последнее время очень хорошо начали принимать в Америке. Только что вернулась оттуда с постановки «Дона Паскуале» – спектакль имел большой успех. У меня появилась в Америке своя публика.
А критики и пресса ко мне везде, в большинстве своем, благосклонны. Конечно, злоб­ные критики найдутся всегда, везде и для всех. Но обычно они пишут в небольших газетах. Крупные издания меня тоже иногда критикуют, но это критика конструктивная, и я ее признаю.

– У каждого человека есть свойственные только ему способы справиться с собой. Кому-то нужно послушать музыку, кому-то поговорить с другом...

– Вот, последнее – про меня. У меня есть несколько хороших подруг, которые помогают справиться с плохим настроением. Я им звоню. Или они мне, если плохо им.
Есть еще одно хорошее лекарство от плохого настроения и самочувствия – шопинг. О, женщине прогулка по магазинам очень хорошо помогает!

– Вы, конечно, уже отвечали на подобные вопросы, и все же: красота на оперной сцене – помощь или помеха? Под последним я имею в виду и зависть коллег, и отношение окружающих типа: «Ну, конечно, при такой внешности остального не нужно».

– С последнего ряда зрительного зала красота певицы не видна, к сожалению. Хотя привлекательному, пропорционально сложенному человеку, конечно, легче создать сценический образ, к которому зрители проникнутся доверием и сочувствием. И все же, главное – голос.

– Тем не менее вам приходится постоянно бороться с любовью хорошо покушать?

– Есть такая беда. Но ничего, я изобрела очень хорошую диету. Один раз в день – гамбургер. Вы когда-нибудь ели настоящий американский гамбургер? Натуральное мясо, кусок хлеба, кетчуп и салат из капусты, – вкуснятина. Только никакой картошки. Попробуйте так питаться – похудеете. Я проверила. Жаль, сами американцы едят много всякой дряни, а то у них не было бы проблем с весом.
Вот приезжать в Россию или Италию – это для меня мучение. И у нас, и там готовят столько всякого вкусного! Ну просто невозможно удержаться. Да еще у итальянцев – макароны, и соусы разные!

– А в России вы что любите есть?

– Вы знаете, салат оливье. Такой, с вареной колбаской. Не знаю, может быть, воспоминания детства?

– Народная поговорка гласит: «если родилась красивой, значит, будешь век счастливой». Вы себя счастливой считаете?

– Конечно. Мое счастье в том, что есть много людей, которые меня любят. И что есть дело, которое люблю я. А когда еще за него и деньги платят... Ну разве может быть что-то лучше? Ведь то, чем я занимаюсь, это для меня не работа, а удовольствие.

Беседу вела Юлия ГРЫЖА, "Аргументы и время"

реклама