Великолепной пятеркой фильмов порадовала нас «Культура». Три из них составили мини-ретроспективу выдающегося американского актера Хэмфри Богарта, и все они будут показаны в прайм-тайм.
Детективный триллер «Большой сон» («Культура», 17 июля, 22.05. США, 1946), поставленный по роману Раймонда Чандлера, — одна из вершин творчества как режиссера Хауарда Хоукса, так и Богарта. Как отмечал Чандлер, «Богарт всегда превосходно играл Богарта, но в этом фильме он играет его, вероятно, лучше, чем когда-либо». И в самом деле, актер потрясающе органичен в роли частного детектива Филипа Марлоу, к которому обратился старый генерал: кто-то шантажирует его младшую дочь Кармен (Марта Викерс). Сыщик быстро обнаруживает, что Кармен — далеко не ангел. Но больше всего проблем у него возникает со старшей дочерью генерала Вивиан (Лорен Бэколл). Таинственная, непредсказуемая и сексапильная красавица постоянно оказывается там, где не надо. Марлоу никак не удается выполнить задание — всех подозреваемых поочередно убивают... Действие развивается стремительно, но при этом актеры имеют возможность создать полнокровные, психологически убедительные образы (достойную компанию голливудской суперзвезде составила Лорен Бэколл — накануне съемок они поженились, и искра, которая возникла между ними в жизни, отразилась и на экране). Повороты сюжета непредсказуемы, сюжетные линии обрываются, едва возникнув, диалоги выписаны мастерски, и к этому, несомненно, приложил руку один из сценаристов Уильям Фолкнер, который вскоре станет нобелевским лауреатом. Крайне важную роль в картине играет изобразительный ряд, и что любопытно, почти всегда солнечный Лос-Анджелес показан сумрачным и дождливым, и этот колорит создает особое настроение.
Хэмфри Богарт и Лорен Бэколл заняты в главных ролях и в психологическом триллере «Ки Ларго» («Культура», 18 июля, 22.00. США, 1948), поставленном великим Джоном Хьюстоном по мотивам пьесы Максвелла Андерсона. Богарт играет отставного майора Фрэнка МакКлауда — изломанного жизнью и отнюдь не героического человека, который приезжает в отель на острове Ки Ларго навестить вдову (Бэколл) и отца погибшего однополчанина. В том же отеле пережидают ураган некогда могущественный, а ныне уставший и истеричный гангстер Джонни Рокко (Эдвард Робинсон) и его подружка (Клэр Тревор — «Оскар» за лучшую роль второго плана). Майор, вдова и старик оказываются его заложниками... А в авантюрно-абсурдистской комедии «Победить дьявола» («Культура», 19 июля, 22.00. США, 1953), поставленной тем же Джоном Хьюстоном по одноименному роману Джеймса Хелвика, партнершей Богарта стала юная итальянская красавица Джина Лоллобриджида. Великий актер, сыгравший множество характерных ролей, не совсем уверенно себя чувствует в комедийном амплуа. Его персонаж — разорившийся американец — вместе с женой (Лоллобриджида) коротает часы в одном из портов на юге Италии в ожидании отплытия корабля. Ему стало известно, что четверо проходимцев направляются в Восточную Африку с целью купить за бесценок землю, в которой обнаружены залежи урана, и он решил, что за их счет сможет поправить свои дела...
Очередную передачу из цикла «Шедевры старого кино» «Культура» посвятила Фрэнку Синатре, который был не только суперзвездой американского шоу-бизнеса, но и талантливым и успешным киноактером. В этом вы сможете еще раз убедиться, посмотрев политический триллер «Внезапный» («Культура», 17 июля, 10.55. США, 1954. Режиссер Льюис Аллен). Синатра совершенно неожидан в облике хладнокровного и зловещего киллера с глазами психопата, который однажды с сообщниками вломился в дом некоей благочестивой вдовы и стал брать в плен всех, кто заглядывал в этот дом. А чуть раньше мы узнаем, что в тихий американский городок со странным названием Внезапный вот-вот прибудет президент США, чтобы пересесть из поезда в автомобиль и отправиться дальше. Из окна дома вдовы герой Синатры должен застрелить президента... Действие развивается практически в режиме реального времени, внутреннее напряжение нарастает с каждой минутой, и вот оно достигает критической точки...
Заслуживает внимания и «Дорога к дому» («Культура», 23 июля, 23.00. Южная Корея, 2002. Режиссер Ли Йеон-Хян). С одной стороны, это по всем признакам детская картина. Нам без всяких претензий, легко и просто рассказывают о приключениях семилетнего мальчика, которого в один черный для него день непутевая мать, оказавшаяся безработной, буквально сгребла в охапку и отвезла из Сеула к черту на кулички — к сгорбленной немой бабушке, живущей исключительно за счет собственного огорода. У нее, разумеется, нет ни телевизора, ни радио и даже нет денег, чтобы купить батарейки для компьютерной игрушки! С другой стороны, это пронзительная и мудрая притча о взрослении, о познании добра и смысла жизни. Как отметил обозреватель «Variety» Дерек Элли, «это самый необычный, но самый выдающийся в современном кинематографе союз двух людей, разделенных во времени 70 годами жизни». Картина была отмечена Гран-при «Золотой Лебедь» и призом детского жюри на XIX Московском международном фестивале фильмов для детей и юношества, а также рядом других наград и собрала в мировом прокате 24,7 миллиона долларов, что надо расценивать как ошеломляющий успех. Ведь снял это кино — по сути детское — за копейки южнокорейский режиссер, да еще дебютант.
Вас ждут и две телепремьеры относительно свежих и относительно громких зарубежных фильмов. Военная драма (или комедия — это с какой стороны посмотреть) «Счастливого пути» («Россия», 20 июля, 0.30. Франция, 2003) не может не заинтриговать. Как-никак картина выдвигалась на «Оскара» от Франции. Ее поставил Жан-Поль Раппно, который «стреляет» редко, да метко: например, экранизация «Сирано де Бержерака» с Жераром Депардье принесла ему французскую национальную кинопремию «Сезар» и множество других наград. И здесь в одной из главных ролей занят Депардье, а компанию ему составили Изабель Аджани и молодая, но уже очень известная актриса Виржини Ледуайен («Пляж», «8 женщин»). Любопытен сценарный замысел: в 1940 году, когда над Францией нависла угроза оккупации, из Парижа сломя голову бросились бежать самые разные люди: министр (Депардье), сумасбродная кинозвезда (Аджани), начинающий писатель, физик, пытающийся с помощью молоденькой лаборантки (Ледуайен) вывезти из страны «тяжелую воду», за которой охотятся немецкие шпионы... И вот этот разномастный столичный люд оказался в провинциальном фешенебельном отеле и стал лихорадочно решать свои проблемы... Если разложить фильм на «кирпичики», то все в нем замечательно. Оператор Тьерри Арбогаст («Пятый элемент», «Багровые реки») в очередной раз подтвердил свой класс и заслуженно был отмечен «Сезаром». Хороши актеры, впечатляет постановочный размах, во многих эпизодах чувствуется рука большого мастера. А общее впечатление — провал. Режиссер явно переоценил свои силы, попытавшись соединить серьезное кино и комедию, — получилось несерьезно и несмешно.
Куда более интересной представляется попытка смешать жанры и поиздеваться над жанровыми стереотипами куда менее маститого Ричарда Шепарда. К этому, правда, располагал сценарий: режиссер, в недалеком прошлом успешный кинодраматург, сам его написал и убедил продюсеров, что только он сможет его достойно реализовать. В сюжете «Матадора» (СТС, 22 июля, 21.00. США, 2006) отчетливо видны отблески целого ряда известных фильмов (это прежде всего «Зануда» (1973) Эдуарда Молинаро с Жаком Брелем и Лино Вентурой). И здесь комедийный эффект заложен в несочетаемости двух натур — киллера экстра-класса и обывателя. Но есть тут и драма, и немножко трагедии, и элементы боевика. И все это приправлено изрядной порцией искрометной иронии, выворачивающей наизнанку как жанр комедии, так и жанр драмы. Очень много значило участие в фильме Пирса Броснана, которому сценарий чрезвычайно понравился и который, выступив и в качестве продюсера, просто купается в роли. Его персонаж Джулиан — это как бы Бонд наоборот. С одной стороны, это настоящий профессионал — но в прошлом, и неотразимый бабник — в настоящем. С другой стороны, он еще и добрый малый — человек обаятельный и привлекательный. Неслучайно к нему потянулся патологический неудачник и тоже добрый малый Дэнни (Грег Киннер). Они встретились, будучи изрядно поддатыми, и потянулись друг к другу. Джулиан переживает самый тяжелый период своей еще совсем недавно преуспевающей жизни: он потерял хватку и по этой причине завалил уже важный заказ, а если завалит еще один, то будет сам заказан. И он решил, что с помощью Дэнни сможет выплыть, а тот ничего не подозревает — до поры до времени...
Кстати, СТС на следующий день, в воскресенье, покажет еще два интересных фильма с участием Пирса Броснана. Сначала смотрите комедийную мелодраму «Законы привлекательности» (СТС, 23 июля, 21.00. Ирландия — Великобритания, 2004. Режиссер Питер Хауитт), а затем шпионский детектив «Портной из Панамы» (СТС, 23 июля, 1.00. США, 2000. Режиссер и автор сценария Джон Бурман. В ролях: Пирс Броснан, Джеффри Раш, Джейми Ли Кертис).
Геннадий Белостоцкий