Зримая музыка рук

Юрию Темирканову — 70!

Прозвучал третий звонок. Оркестр уже на эстраде, и, когда Темирканов — как и в молодые свои годы, легкий, элегантный, вдохновенный — становится за пульт, вы ощущаете мгновенно: наступил миг истины, это — Дирижер милостью Божьей. Юрий Хатуевич не пользуется палочкой. Взмахом руки он вызывает из тишины звуковые образы, которые развертываются, сталкиваются, роятся с поразительной естественностью, логичностью, целеустремленностью. Движения его рук и корпуса, гибкие, органичные, красивые — это та же музыка, только зримая. Задаваемые им ритмы могут быть и безжалостно жесткими, и задорными, и убаюкивающими, но никогда не рыхлыми. Как немногие, владеет он rubato, вольным ритмическим дыханием, которое, наполнив мелодии Чайковского или Малера, делает их такими трепетно-живыми и пленительными! У него поразительное чувство ансамбля, солисты — певцы и инструменталисты — обожают музицировать с ним: он так властно и, в то же время, умело ведет их, что им кажется, будто ведут они.

Звезда Темирканова взошла в 1966 году, когда он стал победителем Второго всесоюзного конкурса дирижеров. Конкурсы проходили тогда нечасто — после первого минуло почти тридцать лет. Общественный интерес они вызывали необычайный. Став лауреатом, Темирканов сразу же отправился с Кириллом Кондрашиным, Давидом Ойстрахом и оркестром Московской филармонии на гастроли за океан и мгновенно влюбил в себя американскую публику. Впоследствии он интенсивно работал со многими знаменитыми оркестрами США и Европы.

Темирканов, в самом полном смысле этих слов, — гражданин и артист мира. Он чувствует себя своим, обласканным везде, куда приезжает. Но к одному месту на земном шаре отношение у него особенное — к великому городу, ставшему его судьбой. «Петербург — в этом слове все, без чего я не могу жить, — признается Юрий Хатуевич. — Это единственный город, где я должен ходить в галстуке. В Париже, Риме можно обойтись и без него, со всеми городами можно общаться на „ты“. С Петербургом на „ты“ нельзя... Петербург — это высочайшее духовное понятие. Питер — это такая полифония, такая гармония, что отвыкнуть от него просто невозможно. Так что домой, в Россию, я всегда возвращаюсь с удовольствием». Его преданность своему городу деятельна и инициативна. Образован Международный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова, цель которого — «возродить, развить и приумножить наследие духовной культуры Санкт-Петербурга, сделать его достоянием мирового сообщества». Маститый дирижер помогает своей alma mater, консерватории с существующим при ней лицеем — устанавливая для одаренных молодых музыкантов премии и стипендии, снабжая их инструментами, предоставляя возможность для концертных выступлений.

Петербургская карьера Темирканова складывается как некая стройная музыкальная форма: оперный театр (6 лет) — симфонический оркестр (8 лет) — снова опера (12 лет) — снова оркестр (20 лет). Первым театром был Малый оперный, где под управлением молодого маэстро захватывающе свежо прозвучали «Травиата», «Любовный напиток» и, в особенности, «Порги и Бесс». Потом была Филармония. Когда в 1938-м на Первом всесоюзном конкурсе дирижеров победил Евгений Мравинский, он был назначен художественным руководителем легендарного оркестра Ленинградской филармонии. Темирканов, как упоминалось, стал триумфатором Второго конкурса, после чего ему предложили возглавить «второй» филармонический оркестр. У этого коллектива более короткая, но тоже славная история: именно ему, находившемуся тогда в ведении Ленинградского радио, довелось в блокадном городе исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Новый главный дирижер решительно поднял артистический статус оркестра, постоянно ездил с ним в зарубежные турне, что принесло ему мировую известность.

Последующий важный этап жизни Темирканова связан с Мариинским, тогда Кировским, театром. Став его художественными руководителем и главным дирижером, он привлек сюда даровитых молодых коллег Евгения Колобова и Валерия Гергиева, укомплектовал талантами группу солистов, добился совершенного звучания спектаклей, которые вел. Высшим достижением маэстро стала осуществленная им совместно с Борисом Покровским и Валерием Левенталем сперва в Москве, в Большом театре, а затем в Кировском постановка гоголевской оперы Родиона Щедрина «Мертвые души»: премьера эта — едва ли не важнейшее событие в оперной истории второй половины ХХ века.

В 1988-м умер Мравинский, и Темирканов стал его преемником в «первом» оркестре Филармонии. Минувшие с той поры два десятилетия были непростыми для коллектива и его шефа. Трудности советской поры сменились новыми, требующими для их решения всяческих усилий, в том числе огромных душевных затрат. Были и сложности субъективного порядка. К счастью, они каждый раз улаживались, и ведомый маэстро великий оркестр продолжает оставаться в мире одним из ведущих. Только что они возвратились из очень успешной поездки в Париж. Несколько ранее выступали в Германии, на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале. Я побывал на их концерте в Гамбурге. Играли отлично. «Петрушка» Стравинского всегда был темиркановским «коньком», но как же драматически пронзительно, с какими колористическими открытиями была интерпретирована гениальная партитура нынче! Публика восторженно неистовствовала.

Итак, прозвучал третий звонок. Зал горячо приветствует появившегося на подиуме Темирканова. Собравшиеся знают: он обладает даром испытывать счастье от музыки и заражать этим счастьем других — многих, очень многих людей. Да не иссякает этот его дар еще долгие годы!

Михаил Бялик

реклама

вам может быть интересно

Памяти жертв двух трагедий Классическая музыка