Видение розы

Фестиваль русской музыки и живописи прошел в Голландии

Дягилевский фестиваль состоялся в Гронингене. На это время небольшой голландский город стал без преувеличения центром русской культуры.

Готовиться к этому событию начали еще в прошлом году, когда руководство Музея Гронингена приступило к выполнению грандиозного замысла: организовать выставку из произведений русских художников, принадлежащих к «Миру искусства». Завязались контакты с различными музеями, прежде всего, разумеется, с Третьяковской галереей. В процессе работы стало ясно, что затраченные усилия требуют еще более масштабного выхода, нежели выставка. Так родилась идея проведения Дягилевского фестиваля — своеобразного ремейка Русских сезонов, которыми Сергей Дягилев впервые поразил Париж в 1907 году.

Гронинген — город на севере Голландии с 60-тысячным населением, треть которого — студенты, приезжающие из разных концов Европы учиться в старинный университет. Узкие улочки, по которым перемещаются преимущественно на велосипедах, увешаны афишами с Дягилевского фестиваля. Логотип — стилизованная роза, напоминающая символику Ордена розенкрейцеров. Это графическая репродукция, заимствованная из оформления балета «Видение Розы». Очень красива эмблема фестиваля, которая навсегда врезается в память: прекрасный фавн из балета «Послеполуденный отдых фавна», образ которого отражает смесь безудержного дикарства и утонченного эстетства, столь характерного для художественной ментальности самого Дягилева, «мирискусников», композиторов и танцоров дягилевского круга — Стравинского, Прокофьева, Лифаря, Фокина и Нижинского.

Если фигура Дягилева — это «голова» проекта, то Нижинский — его «сердце». Главной пульсирующей точкой стал синтетический спектакль «Nijinsky, Painting», который ежедневно демонстрировался в Гранд-театре. Это действо, основанное на музыке Стравинского и дневниках Вацлава Нижинского, комбинирует элементы разных жанров — драмы, кино, танца, живописи и даже включает звучание ансамбля ударных инструментов.

Эпицентром фестиваля, откуда гигантскими энергетическими волнами выплескиваются потоки бесценной эстетической информации, являлся Музей Гронингена, где была представлена уникальная по объему и тщательности подбора экспозиция, носящая название «На службе у Дягилева». Выставка собрала более 150 картин, привезенных из Москвы (Третьяковская галерея), Лондона (Театральный музей), Парижа (Центр Помпиду). Очень много экспонатов из Австралии. Именно оттуда, в частности, привезено большинство подлинных костюмов, в которых танцевал Вацлав Нижинский. Выставка имеет свою драматургию — в ней все продумано и выстроено по законам театра: начало, развитие, кульминация, апофеоз. Поэтому даже с детства знакомые работы воспринимаются в контексте экспозиции совершенно иначе — не как отдельные явления искусства, а как элементы мощного культурного слоя. Так, плотная толпа не отходит от знаменитого портрета Шаляпина кисти Серова: после знакомства с работами Гончаровой, Ларионова, Пикассо, Матисса, Головина и Бенуа фигура гениального русского баса свежо воспринимается в контексте эпохи русского модерна.

Столь же тщательно была отобрана и театрально-музыкальная программа фестиваля, в чем организаторам очень помогли эксперты — профессиональные деятели музыки и театра, отлично знающие этот рынок, а также патрон фестиваля — Валерий Гергиев. При отборе участников главным было привлечь к фестивалю те оперные и балетные труппы, которые были бы по качеству адекватны оригиналам столетней давности. А потому в фестивале участвовали настоящие звезды: Королевский балет Лондона, которым дирижировал маэстро Гергиев, «Джоффри-бэлли» из Чикаго, Балет Бордо, которому аккомпанировал Литовский государственный оркестр. Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева выступил с фрагментами из оперы «Борис Годунов» Мусоргского. В рамках фестиваля состоялась мировая премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», постановка которой — совместный проект Мариинского театра и Дягилевского фестиваля.

Особый успех выпал на долю московского Театра «Геликон-опера», представившего две одноактные оперы — «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова и «Мавра» Стравинского. Оба спектакля, поставленные режиссером Дмитрием Бертманом и художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным, великолепно вписались в атмосферу инноваций и эксперимента, коими были славны Сергей Дягилев и Ко. Гротескность и некоторая фривольность «Мавры», ироничность с элементами пародии в «Кащее» в сочетании с блистательным мастерством солистов и Оркестра под управлением Владимира Понькина совершенно очаровали открытую и благодарную голландскую публику. Зал, заполненный до отказа, аплодировал геликоновцам стоя. Так было и на вечернем показе, и, что особенно приятно, на дневном, собравшем столь же полный зал.

Вообще, билеты на фестивальные спектакли хоть и стоили недешево — 40 — 50 евро, но разошлись очень быстро. Мощный поток рекламы, в том числе и телевизионной, распространил информацию даже за пределы Голландии. Поэтому среди публики были и немцы, и бельгийцы, и представители других народов. Как оказалось, им вовсе не безразлично русское искусство. Так что серьезный бюджет фестиваля — 2 500 миллионов евро — был израсходован не зря. И организаторы рассчитывают, что через два года фестиваль Дягилева вновь нарушит спокойствие уютного Гронингена.

Екатерина Кретова

Если вы не мыслите свою жизнь без посещения оперного театра, международных фестивалей и хотите выглядеть достойно, обращайтесь в наш салон красоты в Балашихе. Лучшие парикмахеры и стилисты, профессиональный уход за лицом и телом, маникюр и педикюр — всё это вы найдете у нас.

реклама

вам может быть интересно

Пианизм и глобализм Классическая музыка