Сентябрьские тезисы

07.10.2004 в 20:06

30 сентября концертом в Большом зале консерватории открыл свой московский сезон Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Накануне художественный руководитель и главный дирижер оркестра Владимир Федосеев на встрече с журналистами рассказал о планах на предстоящий сезон. Были также объявлены конкурсы на лучшее произведение для симфонического оркестра и лучшее литературное произведение о музыке («Если все напишут, как Пастернак, будет совсем неплохо», — пошутил Федосеев в ответ на вопрос о критериях оценок). Что же касается ближайших планов, то будет завершен цикл всех симфоний и инструментальных концертов Бетховена, начатый в прошлом сезоне. Владимир Иванович признался, что подумывает о том, чтобы повторить в завершение этого грандиозного начинания Девятую симфонию, которой бетховенская эпопея открылась год назад: «Интересно следить за тем, как существует Бетховен во времени».

Не менее важным событием в музыкальной жизни столицы обещает стать абонемент «Рахманинов. Все фортепианные концерты: истоки и среда». Четыре концерта и «Рапсодия на темы Паганини» (солирует Олег Майзенберг) прозвучат рядом с произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского, Танеева, Калинникова. После Москвы эта же программа из пяти концертов прозвучит в венском «Мюзикферайне». Сразу несколько любопытных концертов намечено на октябрь. БСО предложит своим слушателям российские премьеры произведений для фагота Паганини и Россини и познакомит с турецким композитором Ахметом Аднаном Сайгуном. С оркестром выступят дирижеры Ховард Гриффитс и Клод Казадезюс, такие известные солисты, как виолончелисты Александр Рудин и Александр Князев, пианистка Елизавета Леонская. В ноябре оркестр сыграет для европейских политиков на встрече «Семь плюс один» в Гааге, пройдут гастроли в Испании и Швейцарии. Не менее насыщенными будут и последующие месяцы.

Первый концерт столь насыщенного сезона стал словно бы его краткими тезисами, которые теперь будут развиваться на практике. Два отделения вместили в себя все то, с чем ассоциируется сегодня БСО: первые исполнения сочинений отечественных и зарубежных авторов (Гаврилин и Вила-Лобос), высокая классика (Моцарт), наконец, уже обретшая статус классической музыка нашего времени (конечно же, Свиридов). Первое отделение, посвященное зарубежной музыке, было объединено именем Моцарта. В 1916 году начинающий бразильский композитор Эйтор Вила-Лобос написал «Симфониетту 1», дав ей подзаголовок «Памяти Моцарта». Это произведение и представил впервые российской публике оркестр, дав в сопоставлении прозвучавшую с эталонной четкостью 35-ю симфонию Моцарта. Симфониетта, схожая с написанной практически в то же время «Классической симфонией» Прокофьева, начинается с мотива, недвусмысленно напоминающего моцартовские увертюры. Однако Моцарт становится лишь отправной точкой для фантазии Вила-Лобоса (как позже Бах в знаменитых «Бразильских бахианах»). Уже в первой части проскальзывает мотив, вызывающий в памяти моторику все того же Прокофьева. А дальше происходит неожиданное: вторая часть разливается широкой мелодией, под которой вполне мог бы подписаться даже Рахманинов. Откуда у молодого бразильца в начале прошлого столетия взялась российская грусть? Загадка.

Еще одной премьерой стала сюита из музыки к кинофильму «Провинциальный бенефис». Эту партитуру передала Федосееву вдова Валерия Гаврилина, и ее исполнением оркестр отметил 65-летие со дня рождения замечательного композитора сначала на фестивале в Вологде, а затем в Москве. Гаврилинская лирика, воплощенная в необычных звуковых сочетаниях (пассажи фортепиано, сквозь которые чуть слышно пробивается мотив кларнета; детский голос в сопровождении челесты), показалась особенно хрупкой и уязвимой на фоне массивного звучания «Весенней кантаты», относящейся к позднему творчеству Георгия Свиридова. Громоподобный хор «Матушка-Русь» («Ты и убогая, ты и обильная») показался излишне пафосным завершением интересной и небанальной программы. Впрочем, «Весенняя кантата» провела еще одну, совсем уж непредвиденную параллель: остинатное движение хора у Свиридова удивительно близко масштабной эпике поздних сочинений Вила-Лобоса. Это замечательная особенность БСО, дающая нам русского Бетховена и международного Чайковского.

Дмитрий Абаулин

На правах рекламы:
Иногда хочется сходить не только на концерт классической музыки, но и послушать эстраду. Самые последние клипы лучших исполнителей доступны на сайте klipix.ru. Бесплатно и без регистрации смотрите лучшие клипы!

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама