Дорога к храму

Левитановские вечера в Плёсе

Исаак Левитан. «Вечер. Золотой Плёс» (1889)

Левитановский музыкальный фестиваль проходит в скромном и дивном Плёсе второй раз, что дарит возможность сравнений. Не только с годом прошлым. Лет десять назад Плес поражал контрастом бедности деревянных руин и божественно прекрасного ландшафта, нищеты людей и могущества природы. В прошлом году стоило удивиться, как стремительно город взял курс на перестройку (точнее грамотную реставрацию усадеб и набережной безо всяких новоделов и туристической шелухи). Год нынешний представил город, где строительный бум набирает обороты. В недавнем прошлом услышанные от основателя курорта «Плес на Волге» Алексея Шевцова слова о том, что «Плес станет не только процветающим и гармоничным городом, но образцом российской провинции», воспринимались как сказка, которую приятно слушать на волжском пленэре, когда-то очаровавшем Левитана и Шаляпина.

Одной из составляющих «образцовости» стал Левитановский фестиваль, редкий проект частной инициативы. Для него, как для любимого ребенка, выбирали лучшее: в качестве наставника и идеолога пригласили харизматичного пианиста Алексея Гориболя, наделенного талантом рождать идеи, сопоставлять времена и... дружить (в данном случае это особенно важно: новорожденный фестиваль опекают сплошь его друзья — замечательные музыканты и для представления каждого он находит добрые и точные слова). Время было выбрано тоже отменное — золотая осень, пик плесовской красоты. Обустроили достойное место — уютный Дачный театр имени Федора Шаляпина и пригласили в гости всех: плесовцев, столичную богему, проводящую бабье лето на отреставрированных дачах, отдыхающих в санатории СТД, любителей музыки из близлежащего Иванова, совершающих круизы по Волге туристов.

Дитя оказалось счастливым; мимо, кажется, пронеслись вихри экономического кризиса, и Второй Левитановский стал еще масштабнее: на открытие (а фестиваль состоит из двух уик-эндов) прибыл Хор мальчиков и юношей Московского хорового училища имени Свешникова в составе 52 человек. Кульминацией же стал водевиль Бенджамина Бриттена «Золота тщета» по мотивам старинной баллады. Историю о коварных пиратах и отважном юнге рассказывали и пели столь вдохновенно, что, казалось, голоса обретали и вкус, и цвет, и объем. Музыкальная авантюра захватила и художественного руководителя фестиваля Алексея Гориболя, который, облачившись в тельняшку, темпераментно исполнил партию рояля. Тема водной стихии и мореплавания в приключенческом прочтении Бриттена оказалась гораздо понятнее детско-юношескому хору, чем победная «Нельсон-месса» Гайдна, посвященная великому флотоводцу. Многоголосия духовных песнопений Балакирева, Рахманинова, Чеснокова, переданные чистыми детскими голосами, лучезарно завершали вечер.

Воскресный концерт срифмовал (уже сказано об умении Гориболя выстраивать внутренние связи) Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, восхищавшихся друг другом композиторов, которые вели музыкальный диалог. Это был вечер дуэта: альтист Максим Рысанов, справедливо пользующийся репутацией одного из лучших музыкантов мира, и тонко чувствующий полифонию пианист Яков Кацнельсон исполнили Сонату ор. 147 для альта и фортепиано — завещание Шостаковича, его прощание с миром, который покидает, и с музыкой, которую любил. Психологизм и трагическое напряжение артисты не педалировали, скорбь и счастье, понятные и непостижимые одновременно, передавали с глубиной, свойственной исключительно чутким поэтам.

Программа, составленная с любовью к музыке и уважением к слушателям, занимала стилистическими контрастами в переходах от Баха (Соната для виолы да гамба № 3) к Фантастическим картинам Роберта Шумана, от «балетного» плача умирающей Джульетты Прокофьева к экспрессии Сюиты в джазовом стиле Добринки Табаковой.

Впрочем, каждую программу Левитановского фестиваля составляют как коллекцию дорогих реликвий. Также и дома восстанавливают как ценности художественные, подбирая ситцевые занавески, домотканые половики и выдерживая в исторических деталях все — от резьбы крыльца до соотношения оконных рам. И театр обустраивают. Помнится, в прошлом году в зале часто гас свет, и Зураб Соткилава в полной темноте пел «Не пой, красавица, при мне...» Рахманинова. Сегодня в уже стабильно освещенном театре развернута выставка пейзажей известного российского художника Олега Клюкина.

Проекты второго, неувиденного, фестивального уик-энда включали монографическую программу из сочинений Валерия Гаврилина, приуроченную к 70-летию со дня рождения композитора (которого успел оценить Шостакович, и тут — вновь мостик ассоциаций!), с участием Яны Иваниловой, Ларисы Костюк, Полины Осетинской. Со специально подготовленной баховской программой выступил ансамбль солистов «The Pocket Symphony» под управлением скрипача-барочника Назара Кожухаря. А под занавес фестиваля Маквала Касрашвили представила солистов Большого театра: Анну Аглатову, Максима Пастера и Петра Мигунова, которые исполнили романсы и арии из опер русских и зарубежных композиторов.

То, что происходит в Плёсе, действительно поражает и заставляет поверить, что навыки вдумчивого отношения к жизни дадут свои ростки. По большому счету здесь утверждают философию жизни с равнением на образ жизни «go slow», когда люди вытаскивают себя из бешеного ритма повседневности и ищут радости в неспешных прогулках, созерцательном отдыхе, похлебке в крестьянской избе — подальше от туристического балагана. Если поискать аналога не в английском движении, а в собственной истории, то вспомнятся и Абрамцево, и дачные посиделки, и музыкальные салоны в провинциальных усадьбах.

Как любитель «заброшенных» российских мест, думаю, что пословица: «Лиха беда — начало» не потеряла своей актуальности. Важно взять старт. Рядом с Дачным театром — Воскресенская церковь, возведенная в 1818 году в честь победы над Наполеоном. Все средства от продажи билетов на концерты Первого фестиваля были переданы на реставрацию храма, и луковка уже сияет в лучах солнца. Сумма, конечно, оказалась скромной, но спонсоры и меценаты добавили, и уже нет сомнения, что к юбилейному 2010 году, когда Плес отметит свое 600-летие, храм возродится. Деньги от нынешнего фестиваля пойдут на ремонт детского нефрологического отделения Ивановской областной клинической больницы.

Алексей Шевцов считает, что совсем скоро «Плес превратится в город по-европейски культурный, по-русски уютный», и темпы развития позволяют верить в то, что и горнолыжный спуск будет построен, лодочная станция — возрождена, пешеходная набережная вдоль речки Шохонки рядом с домом-музеем Левитана откроется для прогулок. И Шаляпинский театр снова примет Левитановский фестиваль, который подарит новые рифмы: сойдутся юбилеи города, Чайковского и Левитана...

Елена Федоренко

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама