День на поверхности земли — хороший день

«Возвращение» Педро Альмодовара и «Самый быстрый Indian» Роджера Дональдсона

В российский прокат вышел фильм Педро Альмодовара «Возвращение», ставший фаворитом публики и критики на последнем Каннском кинофестивале. Ему пророчили главный приз, но довольствовался он в итоге наградой за сценарий и общим для шести его актрис призом за лучшую женскую роль.

Надо сказать, что слухи о том, что именно Пенелопа Крус персонально была его достойна, сильно преувеличены. Она, конечно, протагонистка, но говорить о каком-то прорыве не приходится, а вот все вместе эти прекрасные дамы, компания во главе с Кармен Маурой, производят впечатление. Маура играет существо, явившееся на этот свет из небытия. Людям же не объяснишь, что такое случилось, что вдруг восстала из земли покойная родительница. Вот одна из дочерей и выдает материализовавшийся призрак за русскую, взятую из жалости в помощницы в парикмахерскую на дому. Мамаша моет волосы клиенткам и все больше помалкивает, чтобы невольно не выдать тайну своего происхождения. Взрослые дочки (одна из которых — Пенелопа Крус, напоминающая Софи Лорен, ей нарастили бедра для пущей убедительности, а бюст и так впечатляет, вторая — скромнейшая Лола Дуэньяс) живут вполне обычной и странной жизнью, по Альмодовару.

Все его женщины, перманентно пребывающие на грани нервного срыва, гнут спины на нескольких работах, рассчитывают на собственные силы, могут тайно захоронить убиенного мужа, запихнуть его тело в холодильную камеру. Вокруг них — тети, соседки, многочисленный родовой клан женского рода, мужчин почти нет, царит полный матриархат. Да и сам Альмодовар в свои юные годы был окружен сплошными женщинами, вырастившими его, и теперь он воскрешает почти в каждой своей картине своих благодетельниц. Героини «Возвращения» пытаются как-то выживать, все без исключения вплоть до покойной матушки, цепляющейся за этот свет изо всех сил. Возьмись за подобный сюжет кто-то другой, получилось бы бог знает что. А Альмодовар так умеет рассказать «все о моей матери» и прочих женщинах, их переживаниях, что станет хоть кому грустно и весело от того, что так быстротечна жизнь и каждое ее мгновение неповторимо, даже если все у тебя как у всех и не происходит в биографии ничего выдающегося. Приляжет призрак матери на кровать к живой дочке — как тут не подумать о том, что и тебе бы хотелось восстановить упущенные мгновения.

В оригинале фильм Альмодовара называется «Вернуться». Если лично для Альмодовара это возвращение к комедии, к миру женщин, к Кармен Мауре, с которой он не работал 17 лет, к собственной матери, присутствие которой ощущал при написании сценария, то для зрителя это возвращение к тому Альмодовару, каким они его когда-то полюбили.

Картина Роджера Дональдсона «Самый быстрый «Indian» — совсем иная история, и режиссер далек от класса Альмодовара. Но главную роль он доверил Энтони Хопкинсу, олицетворяющему здесь некий универсальный тип отца, хотя играет он самого обычного пожилого человека, у которого, возможно, и детей-то нет. Зато ходит к нему соседский мальчишка, и они подолгу беседуют. Всю жизнь его Берт Манро (кстати, реальный человек из новозеландского городка Инверкаргилла) совершенствовал мотоцикл «Индиан» 1920 года выпуска и теперь отправляется из Новой Зеландии проверить результаты своего труда в Америку, на равнины Юты. Все против него, но он устанавливает рекорд скорости, который держится с 1967 года по сей день.

Когда-то режиссер картины Роджер Дональдсон снимал документальный фильм «Жертвоприношение богу скорости» — как раз об этом удивительном человеке. И вот спустя десятилетия пригласил уже в свой игровой фильм такого выдающегося актера, как Энтони Хопкинс. Реальный Берт Манро ушел из жизни в 1978 году, успев осуществить мечту в преклонном возрасте. Свои реальные впечатления об этом человеке режиссер буквально перенес в фильм, зафиксировав малейшие подробности подлинной жизни.

Для зрителя, в сущности, не столь уж важно, какого рода изобретениями занимается главный герой. Главное, что он не похож на окружающих. Насмешки соседей ничуть его не смущают. Он упрямо идет к намеченной цели. И люди, видя этого самозабвенного в полном смысле слова человека, делают все, чтобы ему помочь. Смотришь на экран, и душа наполняется умилением и оптимизмом по отношению ко всем без исключения людям, готовым прийти на выручку, поддержать другого. Особенно к американцам, которые выглядят совсем уж радужными существами, — такие они открытые, великодушные, щедрой души люди.

Энтони Хопкинс, конечно, не сыграл в данном случае главную роль своей жизни. Но он, как всегда, интересен и даже обаятелен, что не всегда случается с его персонажами. Сам актер в интервью говорил, что роль стала поворотной, что играл все время психопатов и озлобленных людей, которыми сыт по горло, и наконец-то получил роль победителя. Интересен этот персонаж, как интересен всякий пожилой человек, зачастую обреченный на непонимание и вечные подшучивания и недовольство окружающих. Разве что дети тянутся к таким, являя полное родство душ. Манро философски подходит к жизни: «Оказаться на поверхности земли в мои годы — уже хорошо прожитый день». Получился довольно теплый и нежный фильм, хотя местами столь же банальный. Но в любом случае, на него стоит пойти хотя бы ради Энтони Хопкинса.

Светлана Хохрякова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама