Как и на минувшей неделе, вне конкуренции по кинопоказу седьмой день — воскресенье. Особенно отличился канал REN TV, который давно уже не радовал нас качественным кино, а тут сразу три хита: классический, артхаусный и коммерческий, и что особенно ценно — нам их покажут в прайм-тайм. Ранним вечером смотрите (если не смогли увидеть примерно месяц назад на «Первом канале») знаменитую авантюрную комедию Джорджа Роя Хилла «Афера» (REN TV, 3 сентября, 19.00. США, 1973), удостоенную семи «Оскаров», в том числе за фильм, режиссуру и сценарий. Пол Ньюмен и Роберт Редфорд просто великолепны в ролях двух карточных шулеров, решивших однажды (действие происходит в 30-е годы) отомстить крупному нью-йоркскому мафиози.
А следом в эфире уже успевшая стать классикой фантасмагорическая драма «Догвилль» (REN TV, 3 сентября, 22.50. Дания — Швеция — Франция — Норвегия — Нидерланды — Финляндия — Германия — Италия, 2003. В ролях: Николь Кидман, Лорен Бэколл, Стеллан Скарсгард, Джереми Дэвис, Джеймс Каан, Харриет Андерссон, Бен Газзара, Удо Кир) — пожалуй, самый глубокий и самый интересный фильм Ларса фон Триера. Поначалу даже внимательный зритель чувствует себя не в своей тарелке: действие происходит не то на некоей огромной театральной сцене, не то в некоем условном мире, живущем по своим законам. Но затем принимает правила игры, перестает замечать условность и с нарастающим, захватывающим вниманием в течение почти трех часов напряженно ждет развязки. Это история молодой красавицы, которая в 1930-е годы, спасаясь от гангстеров, оказывается в захолустном городке Догвилль. Местные жители нехотя соглашаются приютить беглянку, если она будет работать на них. Но затем их запросы становятся непомерными, а страх разоблачения превращает обывателей в жестоких подонков. Постепенно Грэйс становится рабыней тихих обитателей Догвилля. Однако никто не знает, как опасна она может быть... И уже глубокой ночью желающие смогут узнать, как создавался этот шедевр, посмотрев по меньшей мере любопытную документальную ленту «История Догвилля» (REN TV, 3 сентября, 2.30. Дания, 2003. Режиссер Сами Мартин Саиф).
На воскресенье пришлась и единственная телепремьера свежего российского фильма. Безусловно, приключенческий детективный триллер «Седьмой день» («Россия», 3 сентября, 20.45. Россия, 2006. Режиссер Каха Кикабидзе. В ролях: Анатолий Белый, Виталий Хаев, Амиран Амиранашвили, Владимир Вдовиченков, Максим Коновалов, Мария Порошина) к событиям не относится. Картина грешит драматургическими просчетами, особенно в конце, где нелепость сменяет нелепость, надуманной и фальшивой выглядит сама сюжетная интрига. И вместе с тем у зрителя (сужу по себе) не возникает желания прервать просмотр. При всех своих недостатках фильм увлекает, в нем есть загадка (правда, разгадка в финале разочаровывает). Едва ли не главное его достоинство — актерские работы, и прежде всего хорошо известного театралам Виталия Хаева (на фото), ставшего кинозвездой после нашумевшей ленты Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» (ее телепремьера впереди). Это история профессионального карточного игрока Николая (Белый), который после крупного проигрыша какому-то мафиози пытается спрятаться в глухой деревне у двоюродного прадеда. Спрятаться не удалось — его «вычислили» бандиты Гиря (Хаев) и Мелкум (Амиранашвили), посланные мафиози выбить долг. Николай уговорил их подождать: только-только прадед умер, оставив в наследство Николаю дом, сад и... клад. А где клад зарыт, записано в завещании, которое на седьмой день после смерти должен огласить местный монах (Вдовиченков)...
Любопытно совпадение: сразу после классической «Аферы», которую покажет REN TV, на НТВ можно увидеть современную «Великолепную аферу» (3 сентября, 20.45. США, 2003), поставленную также знаменитым режиссером. Но, к сожалению, Ридли Скотт, по большому счету, не оправдал надежд. В фильме вроде бы есть все слагаемые успеха: казалось бы, беспроигрышная сюжетная интрига с изюминкой (когда парочка профессиональных мошенников экстра-класса решила сорвать по-настоящему крупный куш, к ним присоединилась внезапно объявившаяся из небытия 14-летняя дочь одного из них, девушка весьма сообразительная и страстно желающая пойти по стопам своего отца), замечательные актеры (Николас Кейдж, Сэм Рокуэлл, Элисон Ломан), не подвергаемое сомнению мастерство режиссера («Бегущий по лезвию бритвы», «Чужой», «Гладиатор»). Но все это вместе взятое не смогло компенсировать очевидные просчеты сценария — некоторые повороты сюжета абсолютно нелогичны.
Несравненно более интересное кино НТВ покажет в это же воскресенье глубокой ночью. «Семейная хроника» (3 сентября, 4.05. США — Италия, 1962) примечательна уже тем, что на МКФ в Венеции разделила Главный приз совместно с фильмом Андрея Тарковского «Иваново детство». Именно эта работа принесла мировую известность 36-летнему режиссеру Валерио Дзурлини, который постарался максимально следовать букве и духу одноименного романа Васко Проталини, работал в строгой реалистической манере и безо всякой сентиментальности и патетики рассказал трогательную историю двух братьев. Картина построена на ретроспекциях: в 1945 году в Неаполе журналисту Энрико Корси (Марчелло Мастроянни) по телефону сообщают, что во Флоренции скончался его брат Дино (Жак Перрен), и он, выступая в роли автора-рассказчика, как бы ведет диалог со зрителем, и это создает в фильме особую, доверительно-интимную атмосферу. Братья рано осиротели, и на Дино обратил внимание английский аристократ. Прошли годы, Дино теперь Лоренцо — опекун изменил его имя, он ничего не помнит о прошлом, ничего не умеет делать. Энрико пытается ему помочь, хотя беден и болен туберкулезом, и они стали очень близки. Однако судьба вновь их разлучила — началась война...
Отличился и «ТВ Центр» — психологическая драма «Окно напротив» (3 сентября, 9.55. Италия — Великобритания — Турция — Португалия, 2003) привлекает к себе внимание оригинальной сценарной идеей, тонкой проработкой характеров и душевностью, что было отмечено четырьмя итальянскими национальными кинопремиями «Донателло», а также призами за лучший фильм и за режиссуру на МКФ в Карловых Варах. Успешно работающий в Италии турок Ферзан Оспетек («Турецкие бани»), не стал разрабатывать эмигрантскую тему, чего все от него ждали, а снял самое что ни на есть итальянское и удивительно женское кино, где превосходно сыграл последнюю свою роль Массимо Джиротти. Это лирическая история замученной бытом Джованны (Джованна Меццоджорно). Она работает табельщицей на птицефабрике, по вечерам выпекает пирожные для соседнего кафе, а параллельно воспитывает двоих детей-непосед, стряпает и убирает в доме. Когда темнеет, Джованна выключает свет и в окне напротив созерцает очень импозантного парня, который даже не подозревает о ее существовании... Но вот однажды ее муж-неудачник, работающий на автозаправке в ночную смену, привел в дом старика, потерявшего память. Документов у него нет, надо заявить о нем в полицию, а у мужа все дела, и у нее нет и минуты свободной. Пришлось молодой женщине ухаживать и за новым постояльцем. Постепенно она проникается симпатией к этому загадочному утонченному человеку...
Геннадий Белостоцкий