Столетие великого противоречия

О праздновании юбилея Шостаковича

К столетию Дмитрия Шостаковича Большой театр, лучшие дирижеры и главные залы Москвы отдают ему должное: «Леди Макбет Мценского уезда», «Казнь Степана Разина» и Восьмая симфония напоминают о величайших образцах «сумбура вместо музыки». Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу исполнилось бы сегодня 100 лет. Это значит, что последний классик русской музыки, по-настоящему популярный во всем мире, перестал быть нашим «почти современником».

Он был где-то совсем рядом. Знакомая преподавательница Гнесинки, например, однажды заплатила за Дмитрия Дмитриевича 4 копейки в троллейбусе №2 на Кутузовском проспекте: у великого композитора не оказалось с собой кошелька. Шостакович страшно смущался, обещал зайти и 4 копейки непременно вернуть, преподавательница смущалась еще больше и категорически отказывалась, о чем потом много лет жалела, потому что так можно было с Дмитрием Дмитриевичем познакомиться поближе, а встретить в троллейбусе настоящего гения еще раз не удалось.

Образ классика должен забронзоветь – и хотя, как рассказывают другие его современники (их пока, слава Богу, в живых еще очень много), при жизни Шостакович был скромен и ненавидел идеализацию, хотя уж кто, как не он ее заслужил? Со временем будут рассказывать, в основном, о премьере Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. А также о том, как композитор «творчески перековался» после конструктивной критики, которая обрушилась на него в 1936 году, после того как товарищ Сталин ужаснулся, посмотрев «Леди Макбет Мценского уезда», а в «Правде» вышел директивный пасквиль «Сумбур вместо музыки».

Так или иначе, вся предыдущая концертная неделя была посвящена Шостаковичу, ему же будет посвящена и следующая.

В Большом театре 25 сентября Геннадий Рождественский, последний великий советский дирижер, дирижирует оперой «Леди Макбет Мценского уезда», той самой, которая «сумбур»: «Все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно «натуральнее» изобразить любовные сцены. И любовь размазана по всей сцене в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении, на ней решаются все проблемы».

Утверждается, что когда в 1936 году Шостакович приехал на гастроли в Киев, местная газета написала: «К нам приехал известный враг народа Д. Шостакович». А американские газеты в конце тридцатых годов придумали специально для этой оперы термин «порномузыка».В тот же день в Большом зале консерватории Ростропович будет дирижировать Государственным симфоническим оркестром (ГАСО), играть будут Восьмую симфонию, написанную в 1943 году. Там же Виктор Третьяков сыграет первый скрипичный концерт Шостаковича.

Индустриалистский балет «Болт» три раза шел в Большом театре на прошлой неделе. На этой неделе будет «Золотой век» в постановке Григоровича: 28 и 29 сентября в Большом покажут балет, премьера которого состоялась в 1930 году в Ленинграде. Советская «Культурная революция» еще не началась.

А в Доме музыки Владимир Спиваков со своим оркестром и капеллой Попова дирижирует эпической поэмой «Казнь Степана Разина» на слова Евтушенко. Это уже 1964 год, оттепель; Шостакович пережил две волны суровой критики (вторая – после того как вместе с несчастным фольклористом Мурадели и великим Прокофьевым был вторично обвинен в формализме в 1948 году). Шостакович получил за «Казнь…» государственную премию, однако исполнялась она и в советское время нечасто, а сейчас и вовсе редко.

Но тут уже надо задать серьезный вопрос о частоте, с которой у нас играют разных композиторов. Шостакович – один из самых исполняемых композиторов в мире, но не у себя на родине. У нас он оказался слишком сложной «историей». Человек, который страдал от действий властей и умудрился получить сталинскую премию, принадлежал к настоящей интеллигенции, то есть был одним из легальных оппозиционеров, но при этом ездил за границу, не пытался бежать и был, в общем, твердым социалистом, насколько это возможно для творческого человека в социалистической стране.

Разгадка, на самом деле, одна – он к нам слишком близок. Не пройдет и пятидесяти лет, и воздвигнутый им нерукотворный памятник загадят голуби, на постаменте напишут слово из трех букв, и судить станет не о чем.

А пока стоит насладиться юбилейной неделей композитора, вместе с Прокофьевым, Рахманиновым и Стравинским сделашим русскою музыку XX века бессмертной. И когда же теперь перевыполнившие план по Шостаковичу залы снова внесут его в свои программы?..

Семен Кваша, gazeta.ru

реклама

вам может быть интересно

Олег Каган: дорога без конца Классическая музыка