Алексей Петренко: «Моя профессия — эмоции»

Алексей Петренко

Завершение съемок сериала «Полонез Кречинского» стало поводом для встречи и разговора с Алексеем Петренко, сыгравшим в нем одну из главных ролей.

— Алексей Васильевич, в отличие от подавляющего большинства известных российских актеров, вы в сериалах практически не снимаетесь.

— Почему же, снимаюсь. В далекие советские времена был, например, «ТАСС уполномочен заявить...»

Еще был у меня «Идиот», «Шахматист», «Гражданин начальник»... А теперь закончил сниматься в «Полонезе Кречинского». Вот, пожалуй, и все.

— Для вас участие в сериалах — это просто работа, способ поддержания определенного уровня благосостояния семьи или еще и удовольствие?

— У меня — коктейль, и, если мне неинтересна роль, я не соглашаюсь сниматься ни в сериалах, ни в художественных фильмах. И это — главное. Но не мешало бы и заработать. Это исходный посыл. А дальше — что получится.

— Чем заинтересовала вас роль в «Полонезе Кречинского»?

— Во-первых, это очень приятное занятие — изучать, вживлять и обновлять в себе чувство живого русского языка, который с нашей же «помощью» умерщвлен. Живой язык превратился в язык информации, и эта информативность языка усиленно пропагандируется — говорить надо коротко, ясно, с использованием минимума слов, многие из которых иностранного происхождения. А у Сухово-Кобылина, по трем пьесам которого снимался сериал, настоящая русская речь — живая, яркая, образная, живое русское слово. И живые, интересные люди, которые использовали это слово. Во-вторых, роль очень трудная, и мне интересно было преодолеть эту трудность.

— И в чем заключается эта трудность?

— Здесь тот редкий случай, когда очень трудно соответствовать персонажу. Положительному персонажу. Дело в том, что положительные качества у людей вышли из моды и постепенно отмирают. Мне предстояло сыграть не крепостника-помещика, а трудягу, да еще с хорошими жизненными установками, с добрым отношением к людям, хорошего семьянина — в общем, честного, добропорядочного русского человека.

Очень важно и то, что мой персонаж, который жил в первой половине XIX века, попадает в обстоятельства, характерные для нынешнего времени. Сначала он занимался своим делом, и довольно успешно — на пользу и себе, и России. Воевал в Отечественную 1812 года, трудился в области сельского хозяйства. А затем случилось то, что сплошь и рядом мы хлебаем ныне: человек попал в жернова, его измурыжили, измочалили, выжали все и выбросили. Наша историческая картина очень современна еще и тем, что она о давней русской беде, которая сейчас приобрела просто дикий размах, — я говорю о коррупции и взяточничестве.

— Судьба жестоко обошлась с вашим героем. И вы говорили «мы», как бы отождествляя себя со своим персонажем. Но, насколько мне известно, вы отнюдь не попали под жернова. Вы востребованны, успешны, уважаемы и любимы в своей стране, живете достойно...

— Моя профессия... как бы это выразиться.., не производящая ценности, которые оставались бы надолго и всерьез в российской жизни. Блинная, если можно так выразиться, профессия, профессия эмоций, а не профессия дела. Поэтому нас нельзя отождествлять. А мой персонаж занимался делом — конкретным, сельскохозяйственным, заниматься которым наш народ долго отучали и в конце концов отучили. Земля запущенна, заросла сорняком, гибнет. Я с ужасом все это наблюдаю.

— Мне кажется, вы недооцениваете роль своей профессии и свою роль — авторитетного, действительно народного артиста...

— Спасибо за добрые слова, но моя роль весьма и весьма скромна. Хотя, если удается хоть что-то хорошее, интересное людям сделать на классическом или добротном современном материале, который ох как редко попадается на глаза, наверное, это приносит какую-то пользу. Появляется хоть какая-то отдушина, отрада. А то ведь приходится каждый день смотреть, как одни убегают, а другие за ними гонятся и убивают друг друга. Или просто убивают. Или насилуют. Милиционеры и бандиты. Проститутки и сутенеры... Да об этом уже даже неинтересно говорить — обо всем этом уже тысячу раз говорено, и все без толку. Поэтому если появляется что-то хорошее на экране или на сцене и ты в этом участвуешь, испытываешь радостное чувство, что принес людям хоть маленькую пользу.

— Вы с таким удовлетворением говорили о своей роли в «Полонезе Кречинского»... Что еще приносило вам такую радость из последних работ?

— Фильм по двум произведениям Александра Грина: «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь». Снимал его Валерий Пендраковский. Это романтическая вещь, связанная с морем, с любовью, честностью, порядочностью, борьбой добра и зла. Мой персонаж — капитан Дюк — олицетворяет светлые силы, силы добра.

Беседу вел Геннадий Белостоцкий

реклама