«Борис Годунов» — это история счастливых людей

14.03.2007 в 12:28

Режиссер Александр Сокуров

25 апреля в Большом театре состоится премьера новой постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов», которую готовит режиссер Александр Сокуров. В преддверии премьеры постановщик провел встречу с журналистами, в ходе которой уделил внимание Ярославу Седову.

— Как возникла идея вашего сотрудничества с Большим театром?

— Я давно получал предложения поработать в оперном театре и всегда от них уклонялся. Несколько лет назад попытка поставить оперу «Гамлет» Тома в «Новой опере» вместе с Женей Колобовым надолго отбила у меня желание возвращаться в оперный театр. Что же касается «Бориса Годунова», вначале Мстислав Леопольдович Ростропович предложил мне сделать дилогию Мусоргского в миланском "Ла Скала": «Бориса» и «Хованщину». Отказать Ростроповичу у меня не хватило мужества, хотя сомнений было и есть множество. У меня была возможность поехать к нему в Вену, присутствовать при его работе с Венским филармоническим оркестром, общаться с самыми утонченными музыкантами, разговаривать с Ростроповичем на любые темы - это были самые счастливые моменты моей жизни за последние годы. По экономическим причинам наш проект в "Ла Скала" перенесли на 2008 год. «Половинку» этого замысла я сейчас осуществляю по приглашению Большого театра. У нас будет двухактная композиция: первый акт - пролог, коронация, келья Пимена, сцена в корчме, царские палаты. Второй - уборная Марины Мнишек, польский бал и сцена у фонтана, сцена у собора Василия Блаженного, Боярская дума. Очень трудно связать эти картины непрерывным действием, как в кино. Но мы стараемся это сделать. Не зал должен сидеть и ждать, пока на сцене что-то произойдет, а артисты должны вести его за собой. Для меня эта работа - возможность поучиться тому, чего я не умею, чему не обучался и с чем не соприкасался.

— Вы учитывали в своей работе постановку Большого театра 1948 года, которая идет здесь сейчас?

— Да, я с огромным уважением и почтением отношусь к этому спектаклю. Я очень внимательно его смотрел, постоянно обращаюсь к нему. В нем есть абсолютно органичные для своего времени решения. Для меня это большая школа. Одновременно, должен сказать, у меня ощущение, будто я пытаюсь снимать фильм, который многие снимали до меня, артисты в этом много раз участвовали, все всё знают лучше меня, и пробиться к новому пониманию Мусоргского очень сложно.

— Не собираетесь ли вы создать фильм-оперу «Борис Годунов»?

— Нет, хотя я считаю, что было бы необходимо фиксировать и спектакли Большого театра, как делают театры всего мира, и процесс их создания. Так же, как делается фильм о создании фильма. Здесь, увы, ни театр не проявил в этом заинтересованности, ни мы не смогли организовать это своими силами.

— То, что этот спектакль ставится не на исторической сцене Большого, а на Новой, для вас минус или плюс?

— Минус. Сцена маленькая, неудобная, очень слабая в техническом отношении, здесь элементарно не хватает штанкетов для крепления декораций. Когда нужно, чтобы на сцене присутствовали все участники, нам негде размещать персонажей.

— А с какими художественными трудностями вы столкнулись?

— Царевича Федора в нашем спектакле поет ребенок. Эта идея проходила с большим трудом, театр в этом нам не помогал - и это единственное, в чем я бы позволил себе его покритиковать. Говорить о других проблемах я не считаю возможным из соображений корпоративной этики: сейчас я работаю в Большом театре и ощущаю себя частью его команды. Так вот, нам удалось добиться того, что линия отца и сына, очень важная в этой драме, становится очевидной, пронзительной. У нас нет отрицательных персонажей. Мы делаем не депрессивный спектакль. Я вообще говорю исполнителям, что «Борис Годунов» - это история счастливых людей: они получили все, чего хотели. Борис хотел добиться власти - и добился ее. Марина хотела стать русской царицей - и стала. Ее отец хотел завладеть половиной русской казны - и завладел. Это история сильных людей, достойных соперников, которые добились того, к чему стремились. Другое дело, чем это для них обернулось. Надеюсь, что артистам удастся донести эту мысль до публики.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

опера

Театры и фестивали

Большой театр

Произведения

Борис Годунов

просмотры: 4107