Мюнхен — открытый город

На днях стартует знаменитый оперный фестиваль

Все эти люди на гигантской ковровой дорожке, покрывающей лестницу Национального театра Баварии и площадь перед ним, собрались не на какую-то одноразовую светскую тусовку, они — классические меломаны, которые приезжают в Мюнхен на весь июль, чтобы каждый день ходить на оперу.

Мюнхенский фестиваль не имеет особой специализации, как Байройтский или Зальцбургский, Вагнер и Моцарт исполняются здесь в общемировом контексте. Если и говорить о каких-то тенденциях, то можно назвать всеохватность и разнообразие этого фестиваля. Почти всегда есть по паре опер Генделя (хотя, пожалуй, Генделя здесь исполняют с завидной частотой, на редком фестивале он входит в обязательную программу), Верди, Рихарда Штрауса, Вагнера, Моцарта, один Россини, Беллини или Доницетти, кто-то из русских композиторов и обязательно современные оперы. В начале сезона выпускается книжка с афишей фестиваля на следующее лето. Все спектакли, включая премьерные, расписаны по исполнителям. Имея такую книжку, легко спланировать тур тем, кто любит ездить за любимыми режиссерами — дирижерами — певцами. Художественное руководство фестивалем традиционно осуществляет музыкальный руководитель Баварской государственной Оперы. С сентября 2006 года на этот пост вступил калифорниец Кент Нагано, он же сформировал программу Мюнхнер Фестшпиле-2007.

Авангардист Нагано — сам по себе солидная приманка для поклонников музыки, особенно произведений XX и XXI веков. Из нашумевших его работ — мировые премьеры «Трех сестер» Петера Этвоша в Лионской Опере, которой Нагано успешно руководил несколько лет, «Смерти Клингхоффера» Джона Адамса в Брюсселе, «Любви на расстоянии» финки Кайи Саариахо на Зальцбургском фестивале, а также аншлаговые «Диалоги кармелиток» и «Кардиллак» Хиндемита в Парижской Опере. На фестивале он представит мировую премьеру оперы «Алиса в стране чудес» кореянки Унсук Шин, которая живет и работает в Берлине. Режиссером-постановщиком выступит берлинец Ахим Фрайер — у нас его знают по «Волшебной флейте» в Новой Опере. Состав певцов будет молодежным, но еще Нагано приготовил подарок для поклонников легендарной вагнеровской певицы Гвинет Джонс — она споет в «Алисе» Даму Червей.

Вторая премьера фестиваля отдана на откуп итальянцам — «Турка в Италии» Россини продирижирует Маурицио Барбачини. За режиссуру отвечает Кристоф Лой, за костюмы Херберт Мюрауэр — молодые, но уже проверенные люди. Россини уместят на сцене компактного Принцрегентен-театра.

Дважды (10 и 14 июля) будут исполнять мартовскую премьеру «Хованщины» в постановке Дмитрия Чернякова. За пультом — Нагано, на сцене — интернациональный состав певцов: Паата Бурчуладзе, Клаус Флориан Фогт, Валерий Алексеев, Анатолий Кочерга. И другой сдвоенной премьерой прошлого сезона — «Загоном» Вольфганга Рима и «Саломеей» Штрауса продирижирует тот же Кент Нагано. Режиссер этой постановки — Уильям Фридкин. Зачинателя кинодьяволиады Фридкина (знаменит его фильм 70-х годов «Экзорцист, или Изгоняющий дьявола») в Мюнхене в этом сезоне будет много — он выпустил сдвоенную премьеру, которую в премьерном же составе сыграют на фестивале (две чудо-немки Габриэле Шнаут и Ангела Деноке споют в один вечер — первая в «Загоне», вторая в «Саломее»), а в настоящий момент в городе проходит кинофестиваль, где режиссера наградят призом за заслуги перед кинематографом, плюс к тому летом в Германии выходит в прокат его новый фильм «Глюки».

Парад примадонн на этом не заканчивается — Весселина Казарова споет Руджеро в «Альцине» Кристофа Лойя, Вальтрауд Майер — Леонору в «Фиделио» Петера Муссбаха, Эдита Груберова — Норму в спектакле Юргена Розе и Елизавету в «Роберте Дьяволе» Кристофа Лойя, Хейди Грант Мерфи — Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Дитера Дорна. Блестящ и мужской состав певцов. Финский бас Матти Салминен споет Рокко в «Фиделио», Даланда в «Летучем голландце» Петера Конвичного (той самой копродукции с Большим театром) и Фейта Погнера в «Нюрнбергских майстерзингерах» Томаса Ландхоффа. Рамон Варгас исполнит Рудольфа в «Луизе Миллер» Клауса Гута, Дэвид Дэниелс — Орландо в спектакле Дэвида Олдена, Джон Томлинсон — Барона Окса в «Кавалере розы» Юргена Розе, Петр Бечала — Вертера.

Часть вечеров будет отдано так называемым лидерабендам, немцы их обожают. С сольными программами выступят Магдалена Кожена, Томас Квастхофф, Дитрих Хеншель, Саймон Кинлисайт и Виолета Урмана. Кроме того, должен состояться Вагнер-гала, на котором Вальтрауд Майер, Пласидо Доминго, Мартин Гантнер и Рене Папе исполнят первый акт «Валькирии» и несколько фрагментов из других опер Вагнера. Дирижировать будет Кент Нагано.

Чтобы не загонять в тупик балет на весь месяц, ему дают высказаться дважды во время оперного месяца. В один из вечеров (12 июля) можно будет посмотреть последнюю громкую премьеру сезона — балет «Корсар» Ивана Лишки (газета подробно писала об этой премьере в февральском номере). В другой день дадут вечер одноактных балетов — «Песнь о земле» Малера в хореографии Кеннета Макмиллана и «Камерную симфонию» Адамса в хореографии Люсинды Чилдс.

Большинство оперных спектаклей предваряются интродукциями, которые проходят в зале Каприччио. Имея на руках билет, можно за два часа до начала оперы прослушать лекцию на тему или посмотреть документальный фильм. Вообще, июль считается самым гостеприимным месяцем в Мюнхене — из-за театральной активности прежде всего. Все-таки неплоха немецкая идея — по одному билету (самый дешевый билет в театр в дни фестиваля — 10 евро) проехаться до места назначения в городской электричке первым классом, побродить по пустому театру, встретиться с создателями спектакля, посмотреть этот самый спектакль, а затем вернуться домой в симпатичном ночном автобусе.

реклама