Всего один шедевр

И эта неделя не порадовала премьерами новых и значительных фильмов. Среди относительно новых, но уже «засвеченных» на ТВ фильмов выделяется криминальная драма «Монстр» (СТС, 29 июля, 23.00. США — Германия, 2003. Режиссер Пэтти Дженкинс). «Монстром» «шоссейная» проститутка Эйлин Уорнос (Шарлиз Терон) — женщина не очень умная, но по-своему добрая, привязчивая, страшно истосковавшаяся по человеческому теплу, — стала в общем-то по воле случая. Однажды один из ее клиентов надругался над ней изощренно жестоким образом и попытался убить. Она, однако, сумела изловчиться и сама застрелила сексуального маньяка. И с этого момента в ней что-то надломилось. Отчаявшаяся, близкая к самоубийству, Эйлин забредает в бар, где встречается с юной Селби Уолл (Кристина Риччи), отосланной родителями к тетке во Флориду, чтобы «излечить от лесбийских наклонностей», и влюбляется в нее. В ней нарастает смертельная ярость, приводящая к череде убийств, — чтобы жить с Селби, она убивает своих клиентов и присваивает их деньги. Позже средства массовой информации назовут ее Монстром — первым серийным убийцей среди женщин. Это реальная история, и она рассказана традиционно и без всяких изысков. Временами картина производит тягостное впечатление — из-за шокирующих сцен насилия. Ее «поднимает» актерский подвиг — без преувеличений! — Шарлиз Терон, которая ради этой роли набрала лишних 17 килограммов и прекрасно ее сыграла, и по праву заслужила множество наград, включая «Оскара», «Золотой глобус» и премию Берлинского фестиваля.

Заслуживают внимания и «Нужные люди» («ТВ Центр», 25 июля, 2.35. США, 2002. Режиссер Дэниэл Олгрант. В ролях: Аль Пачино, Ким Бэйсингер, Тэа Леони). Многие из богемного высшего света Нью-Йорка боятся вездесущего Илая Вэрмана и нуждаются в нем. Знаток человеческой натуры, знающий всех и вся, он умело пиарит, сводит вместе нужных людей и мирит врагов с немалой выгодой для себя. Но вот однажды вроде бы невинная просьба знаменитого актера, попавшего в щекотливую ситуацию, втянула его в запутанную историю с таинственным убийством. Он и из этого решил извлечь для себя пользу... Аль Пачино (едва ли не лучшая за последние годы роль прославленного актера) очень убедительно играет трагедию человека, почти раздавленного бесконечной гонкой за выживание, из последних сил цепляющегося за привычный образ жизни. И другие актеры здорово играют. Фильм динамичен и мастерски снят.

Нора Эфрон прославилась мелодрамами — и как сценаристка («Ревность», «Когда Гарри встретил Салли»), и как режиссер («Неспящие в Сиэтле», «Вам письмо»). И вдруг сняла милую, изящную и остроумную (что совсем нехарактерно для Голливуда) и очень смешную комедию «Майкл» («ТВ Центр», 25 июля, 21.05. США, 1996). Ее успех в большой степени обусловлен оригинальной сценарной идеей. Все началось с того, что в редакцию газеты, переживающей не лучшие времена, пришло письмо из провинции, в котором сообщается, что в местном мотеле уже шесть месяцев живет настоящий ангел с крыльями по имени Майкл. Будучи на грани увольнения, два журналиста (Уильям Херт и Роберт Пасторелли) с собакой — символом газеты и дрессировщицей собак (Энди Макдауэлл) на всякий случай поехали туда, чтобы подтвердить или опровергнуть существование ангела. И были крайне удивлены, когда обнаружили, что Майкл (Джон Траволта) — затрапезный парень с грязноватыми, жирными крыльями, из которых выпадают перья, действительно существует... Этот парень, который курит как паровоз, ест и пьет за четверых, не прочь подраться, но зато он такой обаятельный, что женщины просто сходят по нему с ума. Он творит только маленькие чудеса, но они так нужны людям...

Не пропустите фильм Клода Берри «Жан де Флоретт» (ТВ3, 27 июля, 10.45. Франция — Италия — Швейцария, 1986). Это традиционное, неторопливое кино с вполне убедительными психологическими мотивировками поступков персонажей. Композиционно картина выстроена безупречно. И хотя действие развивается вроде бы крайне медленно, оно быстро увлекает. Постепенно все сильнее и сильнее нарастает внутренний драматизм, ощущение неумолимо приближающейся трагической развязки. Ив Монтан выступил в непривычной для него роли хитрого деревенского старейшины, который вместе со своим племянником (совсем еще юный в то время Даниель Отой играет не по возрасту солидно и точно) жаждет завладеть участком плодородной земли с подземным источником. Но по наследству земля достается горбуну Жану де Флоретту (Жерар Депардье), переехавшему сюда с женой (ее сыграла тогдашняя жена Жерара Элизабет Депардье) и дочерью. Коварные соседи засыпают источник, скрывают от горбуна сам факт его существования, и ему — человеку городскому, по натуре открытому, приветливому и очень доброму — приходится тяжким трудом добывать хлеб свой насущный...

Любителям экзотики наверняка придется по вкусу «Знахарь» (США, 1992. Режиссер Джон Мактирнан. В ролях: Коннери, Бракко, Хосе Уилкер). Драма. Это история ученого (Шон Коннери), который в поисках лекарства против рака забрался в амазонские джунгли и потерял связь с внешним миром. Компания, финансирующая его деятельность, посылает своего представителя (Лоррейн Бракко) разобраться в происходящем... «Охота за «Красным октябрем» (1989) была настолько успешной, что продюсеры решили еще раз поставить на дуэт Мактирнан — Коннери. Им был предложен весьма и весьма существенный гонорар — соответственно 6 и 10 миллионов долларов, и на обеспечение съемок не пожалели денег — бюджет «Знахаря» в итоге составил 40 миллионов долларов. И все же с выбором режиссера вышла промашка. Мактирнан силен в жанре боевика («Крепкий орешек», «Хищник»), здесь же на первом плане были не стремительная динамика действия и массированные спецэффекты, а психология отношений между людьми, лирические мотивы.

А если говорить о классике, то всего один шедевр — «Психоз» («Первый канал», 28 июля, 1.10. США, 1960. Режиссер Альфред Хичкок) — одна из самых нашумевших и «цитируемых» лент. Он задумывался как фильм-эксперимент и был снят за смешные для кино такого класса 800 тысяч долларов, принеся в конечном итоге 15 миллионов чистой прибыли. Это история о том, как в пустующий мотель приехала молодая девушка (Джэнет Ли), укравшая большую сумму денег у своего шефа. Владелец мотеля Норман (Энтони Перкинс), психопат с раздвоенным сознанием, убил ее. Поиски беглянки, предпринятые сначала частным детективом, а потом и ее родной сестрой (Вера Майлз), приводят к череде жутких событий... Великому Хичкоку просто захотелось проверить, сможет ли он сделать фильм в финансовых пределах телевизионного формата. С этой целью была приглашена телевизионная команда, умеющая работать быстро. Вы, однако, не найдете в картине абсолютно ничего «телевизионного» — она очаровывает своим совершенством. Она виртуозно снята в изысканной черно-белой стилистике (оператор Джон Л. Рассел), безупречно играют все актеры, но в первую очередь это режиссерское кино. «Мне, в сущности, безразлична тема, — писал Хичкок, — неважна актерская игра, но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. В „Психозе“ людей потрясли не сюжет, не великое актерское искусство и не любовь к бестселлеру — роману Роберта Блоха, по которому поставлен фильм. Это сделало чистое кино».

Геннадий Белостоцкий

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама