Классика на все вкусы

Если в предыдущие недели отечественная и зарубежная классика была представлена скудно, то на этой неделе она в изобилии. И прежде всего усилиями канала «Культура», который представит на суд зрителей мини-ретроспективу «Зарубежная экранизация 30-х». Ее настоящим украшением станет романтическая мелодрама «Иезавель» («Культура», 4 сентября, 11.40. США, 1938), поставленная Уильямом Уайлером по мотивам одноименной пьесы Оуэна Дэвиса-младшего. В этой картине одну из лучших своих ролей сыграла Бэтт Дэвис, что было отмечено вторым «Оскаром» в ее жизни. В ее исполнении юная дочь богатого плантатора Джулия Моррисон, прозванная Иезавелью за непомерную гордыню, не просто взбалмошная, капризная, легкомысленная красавица, но фигура трагическая. Точка отсчета — бал, на котором Джулия ссорится с женихом, молодым банкиром Престоном Диллардом (Генри Фонда), которым ранее помыкала, как и многими другими своими поклонниками. Он расторгает помолвку и уезжает. Спустя год Престон возвращается в Новый Орлеан, и у Джулии, кажется, появляется шанс доказать ему свою любовь... Уильяму Уайлеру удалось детально воссоздать обстановку, детали быта и передать атмосферу того времени. Характеры персонажей, как отмечала критика, прорисованы значительно тщательней, чем в снятых вскоре «Унесенных ветром».

Если «Иезавель» смотрится на одном дыхании, то «Трехгрошовая опера» («Культура», 5 сентября, 11.40. Германия, 1931. Режиссер Георг Вильгельм Пабст. В ролях: Рудольф Форстер, Карола Неер, Райнхольд Шюнцель, Фриц Расп), снятая по мотивам одноименной пьесы Бертольта Брехта, требует некоторых усилий — это классика киноавангарда. В картине задействовано значительное количество персонажей и происходит много событий. Все это нанизывается на стержень — историю любви Полли, дочери короля нищих Лондона Пичема, и молодого гангстера Мекки-Ножа, который бросает бывшую свою возлюбленную, проститутку Дженни. Эти отношения не устраивают Пичема, и он подговаривает шефа полиции Брауна арестовать Мекки — мол, в противном случае он сорвет коронацию королевы... Брехту экранизация органично не понравилась, он даже затеял судебный процесс, обвинив продюсеров в искажении пьесы, но проиграл. И был не прав: картина вошла в историю кино как образец шоу-мюзикла и художественного оформления, которым занимался наш соотечественник Андрей Андреев.

По сравнению с представленными выше фильмами музыкальная комедия «Роберта» («Культура», 6 сентября, 11.40. США, 1935. Режиссер Уильям Сайтер) — экранизация романа Элис Дайер «Платье от Роберты» — классом пониже, но и она заслуживает внимания. И прежде всего благодаря участию легендарных голливудских актеров и танцовщиков Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Их дуэт, кстати, признан самым популярным в истории кино. Кроме того, картина была отмечена номинациями на «Оскара» за музыку и исполнение песен. По сюжету молодые артисты из Индианы прибывают во Францию работать по контракту, и когда антрепренер вдруг отказал им в ангажементе, они пытаются найти выход из сложного положения...

Суперзвезды 60-х годов Дирк Богард, Лоренс Харви и Джулия Кристи заняты в сатирической драме Джона Шлезингера «Дорогая» («Культура», 7 сентября, 22.20. Великобритания, 1965), удостоенной «Оскаров» за лучшую женскую роль, сценарий и костюмы и «Золотого глобуса» за лучший зарубежный фильм. Первый брак Дайен (Джулия Кристи) не удался, и она с головой окунулась в бесконечные любовные приключения. Однажды тележурналист Роберт Голд (Дирк Богард) снял ее для своей передачи — она подавала надежды как манекенщица, и у них завязался тайный роман. Ради Роберта Дайен бросает мужа, и он, поверив в ее чувства, также расстается семьей. Но очень быстро Роберт ей наскучил, и она заводит новые романы. Как-то Роберт познакомил ее с неким Майлзом Брэндом (Лоренс Харви), который взялся помочь ей получить роль в кино, и она становится его подругой. А затем выходит замуж за итальянского аристократа (Хосе Луис де Виллалонга). Пожив с ним некоторое время, Дайен начинает понимать, что любит только Роберта... Дирк Богард, как всегда, хорош, но он все же оказался в тени Джулии Кристи, которая создала неоднозначный характер сумасбродной, волевой, целеустремленной и в то же время беззащитной, обреченной на поражение женщины.

Уделили внимание киноклассике и некоторые другие каналы. Элизабет Тейлор, Монтгомери Клифта и Кэтрин Хепберн вы можете увидеть в психологическом триллере Джозефа Л. Манкевича «Внезапно, прошлым летом» («Первый канал», 8 сентября, 2.20. США, 1959) по одноименной пьесе Теннесси Уильямса (он же соавтор сценария). 1937 год. Доктор-нейрохирург Кукровиц (Монтгомери Клифт) делает передовые операции на мозге — лоботомию. Его клиника очень нуждается в деньгах. Неожиданное предложение богатой вдовы миссис Виолет Вэнебл (Кэтрин Хепберн) спонсировать строительство больницы взамен на согласие доктора сделать лоботомию ее душевнобольной племяннице Кэтрин (Элизабет Тейлор) оказывается как нельзя кстати. Мучительные сомнения начинают одолевать доктора после знакомства с Кэтрин. Девушка испытала психическое потрясение прошлым летом: она стала свидетельницей смерти сына миссис Вэнебл Себастьяна в мексиканской деревушке, куда они вдвоем ездили отдыхать. За этой смертью кроется страшная семейная тайна...

Еще одну легендарную голливудскую звезду — Стива Маккуина («Великолепная семерка») — вы можете увидеть в приключенческом фильме Сэма Пекинпа «Побег» («Россия», 4 сентября, 0.10. США, 1972). Он играет отсидевшего четыре года в тюрьме и досрочно освободившегося взломщика сейфов Дока Маккоя, который решает покончить с преступным прошлым. Но коррумпированный полицейский вынуждает его вместе с женой Кэрол (Эли МакГро) напоследок ограбить еще один банк. После ограбления во время бурного выяснения отношений Док убивает этого полицейского. Теперь супруги вынуждены прорываться в Мексику под пулями наемных убийц... Просмотр этого фильма — одного из лучших образцов жанра — по меткому наблюдению авторитетного критика, можно уподобить катанию на американских горках. Стремительный темп, неожиданные повороты сюжета, падения и взлеты главных героев, которых превосходно играют популярные актеры, эффектные съемки — все это держит благодарного зрителя в постоянном напряжении.

Историко-биографическая драма «Казанова Феллини» (СТС, 8 сентября, 0.00. США — Италия, 1976) — один из самых мрачных фильмов великого Федерико Феллини. Отталкиваясь от нескольких фрагментов из биографии знаменитого авантюриста и донжуана XVIII века, он рассказывает притчу о жизни, растраченной на пустяки. Именно с этой целью, а не из-за опасений вмешательства цензуры, все эротические сцены предельно стилизованы, что вызывало недоумение зрителей, которые шли на «порнуху». Такой же имитацией была и жизнь Казановы, который, пройдя бесконечную череду любовных приключений, так и не познал настоящую любовь. Сам режиссер так отозвался о своем герое: «Казанова — это все, что я презираю; целиком и полностью фальшивый человек и хвастливый фашист, чудовище».

Геннадий Белостоцкий

реклама

вам может быть интересно