Вокальные и другие шедевры

Целую серию шедевров на радость киноманам покажет канал «Культура». Открывает эту серию поздно вечером во вторник многострадальный фильм многострадального режиссера Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» («Культура», 25 сентября, 1.00. Казахстан, 2005). У каждой из четырех картин, которые Хамдамов пытался снять (в том или ином виде до немногих зрителей дошли лишь три) за свои шестьдесят с хвостиком, тяжелая судьба. Много лет он пробивал «Параллели» и все-таки пробил, хотя продюсеры (отечественные и зарубежные), признавая гениальность режиссера, смотрели на него скептически. Во время путешествия когда-то блистательные оперные дивы (Эрик Курмангалиев, некогда прославившийся в спектакле Романа Виктюка «М. Баттерфляй», Араксия Давтян, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова) обнаружили среди древних развалин, расположенных где-то на краю света, старое пианино и в обнимку с овцами (и не в обнимку) тоже принялись исполнять классические арии. Это пение комментирует и беседует с певицами (на казахском (!) языке), дефилируя между ними, томная и загадочная молодая женщина в исполнении Ренаты Литвиновой. Но это тот случай, когда сюжет не дает абсолютно никакого представления о том, что предстоит увидеть на экране. Такое кино трудно смотреть — мы не приучены воспринимать искусно взбитый коктейль из живописи, музыки и театральной драмы, где слово как таковое и события как таковые играют чисто служебную роль. Но кто знает, может быть, наши дети и внуки такое кино будут щелкать как семечки? Не случайно на недавнем МКФ в Роттердаме этот удивительно живой, удивительно оригинальный и неземной красоты фильм был включен в программу «Кино будущего», а на МКФ в Венеции — в экспериментальную программу «Горизонты».

А на следующий день, и уже не так поздно, смотрите знаменитую ленту Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар» («Культура», 26 сентября, 23.55. Франция — Швеция, 1966. В ролях: Анна Вяземски, Уолтер Грин, Франсуа Ляфаре, Жан-Клод Жильбер, Пьер Клоссовски). Однажды Брессон, живой классик французского и мирового кино, задал себе странный вопрос: как жизнь людей видится ослу? И попытался на него ответить. Но когда он, написав сценарий, показывал его продюсерам, то неизменно — в течение пяти лет! — слышал смех: мол, надо быть полным идиотом, чтобы рискнуть финансировать фильм о жизни осла. И только Анатоля Домана, как он сам об этом говорил, заворожила сдержанная страсть Брессона. И он не прогадал: картина была отмечена премией МКФ в Венеции за режиссуру и премией Гильдии французских критиков и даже принесла небольшую прибыль. Жан-Люк Годар, по словам Домана, после первого просмотра был тронут до слез и немедленно влюбился в героиню — Анну Вяземски и через несколько дней на ней женился, а Франсуа Трюффо, отвечая на вопросы журналистов относительно программы Венецианского фестиваля, сказал, что премию за лучшую роль надо дать ослу Брессона. «Мой фильм должен был следовать библейскому тону, — отмечал режиссер. — И я подумал о Валаамской ослице: она видит ангела на дороге. Хозяин бьет ее, но она не двигается — из-за ангела». Режиссер неторопливо перелистывает страницы из жизни осла, которого давным-давно дети назвали Бальтазаром. Прошли годы, дети выросли, их отношения изменились. Да и Бальтазар уже не тот: он все время теперь переходит из рук в руки... Но это не просто история жизни осла, это притча о чувстве собственного достоинства живого существа и об его умении преодолевать жизненные невзгоды.

К 95-летию со дня рождения великого режиссера Микеланджело Антониони нам покажут четыре фильма, снятые в разные периоды его творчества. Антониони стал живым классиком, мэтром мирового кино после своей знаменитой трилогии «Приключение», «Ночь» и «Затмение». Психологическая драма «Подруги» («Культура», 28 сентября, 0.15. Италия, 1955. В ролях: Лео Росси, Элеонора Росси, Габриэле Ферцетти), снятая по повести Чезаре Павезе, третий по счету его фильм, по сравнению с этими и последующими его картинами далеко не столь известна. Но и в этой ленте уже чувствуется рука большого мастера, в ней немало художественных достоинств, которые отмечены «Серебряным Львом» Венецианского фестиваля. Любители кино без труда увидят в ней темы и мотивы, ставшие позже визитной карточкой зрелого Антониони. Прежде всего это тема некоммуникабельности — трагической разобщенности людей постиндустриального общества. История молодой женщины, которая возвращается в Турин, чтобы открыть там модный салон, выписана неторопливо и психологически убедительно. Но вот в гостинице чуть ли не у нее на глазах девушка попыталась покончить с собой, и это до такой степени потрясло ее, что она по-другому стала смотреть на окружающий ее мир... Есть в фильме примечательный эпизод — пикник на море. Через несколько лет из него выросло «Приключение»... «Приключение», к сожалению, нам не покажут, зато покажут следующий его шедевр: «Ночь» («Культура», 30 сентября, 22.55. Италия-Франция, 1960), в которой повторяются грустные темы и стилистические приемы «Приключения». Это тончайшая психологическая драма об одиночестве — 24 часа из жизни супругов, отношения между которыми зашли в тупик. Муж (Марчелло Мастроянни), безвольный писатель Джованни, не знающий, чего он хочет; жена Лидия (Жанна Моро) — светская дама, понимающая пустоту своего существования, но не знающая, что ей делать с собой и надо ли ей что-либо делать. Действие происходит на фоне светского приема, длящегося всю ночь, и мы становимся свидетелями окончательного затухания некогда страстной любви Джованни и Лидии.

Психологической драмой «Красная пустыня» («Культура», 27 сентября, 23.55. Италия-Франция, 1964) — своей первой цветной картиной — Антониони завершил своеобразную «тетралогию некоммуникабельности» с участием Моники Витти. В этой истории о женщине, находящейся в душевном кризисе, вызванном неприятием той жизни, которую навязали ей муж и общество, партнером Витти выступил замечательный британский актер Ричард Харрис. После того как Джулиана, попав в автокатастрофу, чудом избежала смерти, она начинает испытывать сильнейший стресс. Ее ум и психика требуют пересмотра всей системы окружающих ценностей (вера, нравственность), в душе растет потребность стать другой, начать новую, чувственную жизнь. Она пытается найти спасение в семье, в любви и в материнстве, но муж стесняется и боится ее комплексов, а сын, как ей кажется, равнодушен к ней. Картина была удостоена «Золотого Льва» и премии ФИПРЕССИ на Венецианском МКФ.

Завершает мини-ретроспективу Антониони психологическая драма «Идентификация женщины» («Культура», 29 сентября, 23.15 Италия, 1982). Ее герой — кинорежиссер Николо Фарана (Томас Милиан) в свои сорок оказался в кризисе как в личном плане, так и в профессиональном — не может найти тему для нового проекта. Точнее, тема есть — рассказать о некоей идеальной женщине, женщине своей мечты. И Николо ищет такую женщину в реальной жизни, надеясь, что ее загадочная любовная история будет достойно воплощена на экране. Со знаменитыми интеллектуальными притчами прежнего Антониони эту ленту связывает любимая его тема отчуждения, сложности человеческого общения в современном мире, но она скорее лишь затронута, на первом плане — элементарная любовная история. Получился очень красивый, исповедальный по сути своей и поэтичный фильм с впечатляющим финалом.

Геннадий Белостоцкий

реклама