Завершился Фестиваль «Кремль музыкальный»
![](/media/images/publication/thumbnail430_18050209.jpg)
«Кремль музыкальный» этого года отличает особенно разнообразно представленная творческая молодежь. Художественному руководителю фестиваля Николаю Петрову удалось собрать действительно высококлассных музыкантов, которые, несмотря на молодой возраст, способны увлечь своими мастерством и идеями.
Для начала отметим концерт старинной музыки, где выступил органист и клавесинист Константин Волостнов. В Оружейной палате вновь (спустя несколько веков, со времен царствования царя Алексея Михайловича) зазвучал орган-позитив из личной коллекции Алексея Любимова. Константин Волостнов — выпускник уникального факультета исторического и современного исполнительства Московской консерватории (деканом которого как раз является Алексей Любимов), лауреат международных конкурсов — продемонстрировал и великолепную школу игры на старинных клавишных, и тонкое понимание стиля произведений авторов XVII — XVIII веков.
Первая часть программы была выстроена по типу непрерывного действа, где сменяли друг друга сольные клавирные пьесы Свелинка и Фрескобальди и вокальные миниатюры Каччини, Аркадельта и Шютца (солист — Олег Рябец), где к музыкантам присоединяла свой аристократичный тембр виола да гамба (Анатолий Гринденко). Такой принцип исполнения сочинений без перерыва (с аплодисментами в конце) принят на Западе у аутентистов: публике предлагается совершить своего рода путешествие во времени и погрузиться в калейдоскоп разных стилей минувших эпох. В Оружейной палате, где концерты проходят на фоне музейных витрин с оружием, утварью, предметами быта и церковного ритуала, подобная концепция показалась особенно уместной.
Самой высокой оценки заслуживает игра Константина Волостнова, несомненно, главного героя вечера. Артист обладает завидной виртуозностью и хладнокровием, позволявшими ему легко переходить от органа за клавесин, мгновенно меняя приемы туше. Интересно слушалась на органе баховская транскрипция Концерта для гобоя и струнных Алессандро Марчелло (в оригинале написанная для клавесина). Знаменитая вторая часть под пальцами Волостнова обрела певучесть, свойственную первоисточнику. А крайние подвижные части запомнились хорошей фразировкой и ясной артикуляцией. Эти качества вообще свойственны исполнительской манере Константина Волостнова, что позволяет ему избежать монотонности и постоянно держать внимание аудитории.
В этом отношении весьма показательной оказалась Пятая французская сюита Баха, где каждый изгиб мелодии, многочисленные имитации были рельефно проинтонированы. Удачно выстроилась общая драматургия цикла, где спокойным Аллеманде и Сарабанде и изящному Гавоту были противопоставлены вихревые Куранта и Жига, покорившие гостей Оружейной палаты энергетикой и техническим совершенством. В своих интерпретациях Константин Волостнов добивается синтеза исторически точных манер и эмоциональной непосредственности, идущей от сегодняшнего дня, и это не может не вызвать симпатий.
Порадовали и выступления лауреатов XIII Международного конкурса имени Чайковского Никиты Борисоглебского и Мирослава Култышева. Последний представил серьезную, требующую неюношеской выносливости программу: 18 пьес ор.72 Чайковского и Третью сонату Шопена. Впечатления, суммируя, остались следующие: очень пластичный и музыкальный артист, Култышев искренне переживает исполняемые им произведения. Он имеет вкус к звуку и в некоторых пьесах Чайковского, к примеру, в «Размышлении», «Диалоге», «Элегической песне» ему удалось добиться яркой характеристичности, оркестральности звучания рояля.
Весьма эффектно получились виртуозные миниатюры — «Концертный полонез», «Скерцо-фантазия», «Приглашение к трепаку»: элегантная виртуозность Мирослава Култышева отвечала салонной природе этих пьес. Разумеется, этот цикл можно трактовать не только как череду персонажей на празднике жизни, и, думается, еще будет возможность услышать у Култышева более концептуальные трактовки. Зато во втором отделении очень хорошо прозвучала Соната си минор Шопена — цельно по замыслу, совершенно по техническому воплощению и отделке деталей. В этом ощущается и заслуга педагога Култышева — в Петербургской консерватории он учится у известного профессора Александра Сандлера, который открыл своему питомцу многие важные вещи, в том числе касающиеся шопеновского туше: секретами певучего тона, легких скользящих пассажей владеют сейчас немногие современные пианисты.
Еще одно молодое лицо — 23-летний пианист из Китая Ван Дзюэ, сыгравший более декоративную программу из сочинений Равеля, Листа с вкраплениями Кабалевского.
Насыщенная музыкальными событиями неделя в Кремле подошла к финалу: как и открытие, заключительный концерт носил принципиально неразвлекательный характер. Два до-минорных концерта Баха для двух роялей и струнных в интерпретации великолепного дуэта Николая Петрова и Александра Гиндина и Камерная симфония Шостаковича — вот где открылся космос идей. Достойным партнером здесь выступил традиционный участник «Кремля музыкального» — Государственный камерный оркестр, за пульт которого встал в этот вечер сербский дирижер Боян Суджич.
Евгения Кривицкая