Дирижерский питомник в действии

«Знай наших-3» в КЗЧ

Стажерская группа Национального филармонического оркестра России остается по-своему совершенно уникальной институцией: подобного дирижерского питомника нет ни в одном другом оркестре мира. Один-два стажера, которых не всегда и к пульту-то подпустят, — это сколько угодно. А тут — почти два десятка стажеров, многие из которых, несомненно, яркие личности, получающие здесь ту возможность, какую вообще молодым дирижерам сегодня получить непросто: работать с оркестром, да еще и высочайшего класса. При этом руководство НФОРа готово проводить концерты под управлением стажеров гораздо чаще и даже предоставлять наиболее талантливым из них целые программы, но не находит в этом понимания у руководителей концертных организаций, считающих, что они не соберут зала.

Концерт дирижеров-стажеров «Знай наших-3» проходил на сей раз в Концертном зале имени П.И.Чайковского, в рамках II Всероссийского музыкального форума. Таким образом, был сделан реальный шаг к тому, чтобы молодые дирижеры и их потенциальные работодатели нашли друг друга. В концерте приняли участие восемь стажеров, некоторые из которых уже вполне готовы возглавить какой-либо коллектив. Двое, кстати, и возглавляют: Алевтина Иоффе — главный дирижер Государственного театра оперы и балета Республики Марий Эл, а Андрей Истомин вот уже более десяти лет руководит им же созданным камерным оркестром «Кантилена» в Москве.

Истомин — вероятно, как самый старший из стажеров (ему 40 лет), — и открывал программу концерта. Технически он оснащен достаточно неплохо, но вот заразительности ему явственно недостает. В первой части «Итальянской симфонии» Мендельсона ему хватило импульса только на главную бравурную тему, а едва ли не весь центральный раздел был откровенно непростроен по форме и потому несколько провисал, а оркестр играл как бы на автопилоте. Надо заметить, со своим камерным оркестром Истомин как музыкант выглядит куда интереснее.

У Владислава Ивановского есть и темперамент, и музыкант он, похоже, неплохой, но собственно дирижерской профессией пока не очень владеет, и выступать публично с оркестром, да еще такого ранга, ему явно рано. В первых же тактах первой части Седьмой симфонии Бетховена Ивановский «не справился с управлением» и вынужден был остановить оркестр и начать сначала, после чего его вообще можно было бы «снять с дистанции». Не сняли, дав возможность хоть в какой-то мере реабилитироваться.

Константин Хватынец уверенно справился с первой частью Девятой симфонии Шостаковича, а Виктор Кузовлев произвел весьма неплохое впечатление в Увертюре к «Дону Паскуале» Доницетти.

Ярко заявили о себе сразу две представительницы прекрасного пола — Алевтина Иоффе и Ксения Жарко. У Иоффе, впрочем, техника тоже не совсем безупречна. Во второй части Пятой симфонии Чайковского ее иногда несколько захлестывал темперамент, и возникали отдельные ансамблевые погрешности, впрочем, не слишком существенные. Зато она заявила себя незаурядным музыкантом, способным не просто вести за собой оркестр, но и предложить собственную интерпретацию. У Ксении Жарко никаких проблем не возникало в принципе. Увертюру к «Летучей мыши» Иоганна Штрауса она продирижировала с изяществом и подлинным блеском.

Талантливый Алексей Верещагин, на прошлом стажерском концерте произведший сильное впечатление бетховенским «Кориоланом», на сей раз оказался уязвим именно как интерпретатор, в первой части Восьмой симфонии Дворжака целиком отдавшись во власть гипертрофированно романтических эмоций, отчего откровенно поплыла форма. Тем не менее его значительный музыкантский потенциал ощущался здесь в полной мере, и заразительности ему было не занимать.

Главным же событием вечера, как и ожидалось, стало выступление Азиза Шохакимова. О Шохакимове мы писали уже не раз: он был участником и первой показательной репетиции стажеров НФОРа, ознаменовавшей ее рождение, и всех стажерских концертов. И каждый раз демонстрировал новую ступень роста. Если поначалу в глаза бросалась прежде всего его исключительно мощная харизма, то сегодня можно говорить уже о поразительной для двадцатилетнего дирижера музыкантской зрелости, каковую он продемонстрировал своей интерпретацией финала Первой симфонии Брамса. В эти минуты в зале возникла особая атмосфера сопричастности к чему-то экстраординарному, когда музыку начинаешь чувствовать всеми фибрами, что делает оправданными самые сильные эпитеты, такие как гениальность. Можно не сомневаться: появись Азиз Шохакимов уже сегодня за пультом оркестров Венской или Берлинской филармоний — на следующий день это слово повторял бы весь музыкальный мир, и к нему выстроилась бы длинная очередь из руководителей оркестров и концертных агентов. А у нас этот дирижер, по масштабу дарования сопоставимый разве только с такими фигурами, как Валерий Гергиев или Теодор Курентзис, никак не может получить зал для полнометражного концерта. Что ж, через несколько лет, когда он будет нарасхват, спохватятся — и встанут в очередь.

Дмитрий Морозов

реклама