Юбилей Глеба Панфилова: черешня вместо фанфар

Юбилейным вечером по случаю 75-летия кинорежиссера Глеба Панфилова завершился в воскресенье в столичном кинотеатре «Художественный». В течение дня представляли ретроспективу мэтра, его фильмы «Начало», «Валентина», «Васса», а под занавес устроили премьеру, впервые на большом экране показав последнюю по времени работу — экранизацию пьесы Островского «Без вины виноватые». Панфилов появился в фойе «Художественного», где в эти дни вдруг выросли черешневые деревья в цвету, под ними раздавал автографы и давал интервью. По счастью, это не было закрытое, исключительно для ВИП-персон мероприятие, и публика могла купить билеты, чтобы воочию увидеть самого Панфилова, всю его семью и премьеру киноверсии.

Непривычная последовательность: обычно фильм выходит в кинопрокат, а потом уж на телевидении, а тут все наоборот, «Без вины виноватых» уже показали по «России». У Панфилова во всем свой путь, как и своя тема. В главной роли — Кручининой — Инна Чурикова, а Незнамова сыграл сын Чуриковой и Панфилова — Иван Панфилов, не актер. Перед показом, представляя участников этого проекта — Альберта Филозова, Виктора Сухорукова, Николая Пенькова, всю свою семью (а картина действительно семейная, продюсером стал брат — Максим Панфилов), Глеб Анатольевич говорил о том, почему он пригласил на ключевую роль именно сына. Ему было важно, чтобы Кручинину и Незнамова, мать и сына по пьесе, сыграли бы мать и сын по крови, тогда возникнут существенные взаимосвязи, способные придать картине дополнительные оттенки. И в тот момент, когда герои еще не знают о том, кто они друг другу, зритель уже имеет некую информацию. Можно полемизировать на этот счет, соглашаться или нет с таким весьма рискованным ходом режиссера, но он заслужил право делать что-то даже вопреки обстоятельствам и тем более чужим мнениям. Его решение в любом случае интересно для нас, каким бы оно ни было, даже ошибочным.

Вопросы задавались по ходу работы самые разные. Тяжело же оправдать мать, которая на протяжении двадцати лет ни разу не навестила могилы малолетнего сына, тем более не сумев в свое время проводить его в последний путь. Инна Чурикова пыталась хоть как-то объяснить, почему так случилось, у самого Островского никаких разъяснений нет. Киноверсия сделала повествование лаконичнее и жестче, ушли некоторые сцены, даже удачные, о которых теперь сожалеют актеры, но в целом кино выиграло. Панфилов все учел — разницу между телеэкраном и большим форматом он знает хорошо. Прекрасные работы у Амалии Мордвиновой и Дмитрия Певцова, а Виктор Сухоруков в роли Шмаги попробовал сыграть что-то новое для себя. В роли Мурова снялся Олег Янковский. Ему «Черешневый лес», в организации которого он в прежние годы принимал участие, посвятил целый день. Сажали черешневые деревья в память Олега Янковского. А на экране мы его увидели во всем блеске мастерства, и было полное ощущение, что он жив и здоров.

В этот вечер в «Художественном» говорили только про новый фильм, никаких воспоминаний о былом, никакого официоза, хотя вспомнить есть что. Фанфар Панфилову не потребовалось, потому как обладает он редкой ныне в творческой среде скромностью и сосредоточенностью на главном. Судьба у Панфилова яркая. Удивительно другое: имея крупный талант, он в сущности снял не так уж и много фильмов и в театре работал мало. Паузы между картинами бывали значительными. После документальных лент он начал работать в игровом кино. После «В огне брода нет» прошло три года до картины «Начало». Еще пять лет — до «Прошу слова». Между «Вассой» и «Матерью» — двумя горьковскими экранизациями — семь. Еще через десятилетие появились «Романовы. Венценосная семья». Опять долгое молчание в шесть лет, и на телеэкран вышел многосерийный фильм «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Все это серьезные работы, потребовавшие и чисто человеческих, и творческих усилий, и сложнейшей подготовки к самим подступам к теме, требовалось тщательное изучение эпохи, а то и восспроизведение целого дворца, как это было в случае «Романовых». Панфилов все делает основательно, так, как он, к профессии сегодня мало кто относится.

Когда-то Глеб Анатольевич окончил Уральский политехнический институт, работал инженером на заводе, а параллельно шла творческая жизнь — увлечение кино и фотографией. Во ВГИК он поступил, уже будучи взрослым и самостоятельным человеком, причем вхождение в профессиональный кинематограф начал с операторского дела. Азы режиссуры постигал позднее — на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В игровом кино дебютировал фильмом «В огне брода нет» в 1968 году. И это был не просто успешный, но и очень заметный дебют, который заставил заговорить не только о самом Панфилове, но и об актрисе Инне Чуриковой. Во всех его последующих картинах, будь то «Начало» или «Тема», «Прошу слова» или «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Мать» или «Васса» по Горькому, в центре находится женщина с необыкновенной, яркой судьбой, даже если ее жизнь на первый взгляд скромна и ничем не примечательна. Лучшие свои роли Инна Чурикова сыграла у Панфилова. Его герои всегда вовлечены в водоворот истории, они не существуют в стороне от жизни, они — часть ее, и это многое определяет в их судьбе и судьбе самого режиссера. Картины Панфилова получали Государственные премии на родине, он имеет «Золотого Леопарда» Локарно за «В огне брода нет», «Золотого Медведя» Берлинале за «Тему», «Мать» отмечена Каннским фестивалем «За выдающиеся художественные достижения», а Дмитрий Певцов благодаря этой картине стал лауреатом приза Европейской киноакадемии «Феликс».

Слушать Панфилова — одно удовольствие. От него исходит удивительный покой, мыслит он интересно, и хотя режиссура его предельна жестка, в общении он производит впечатление человека очень нацеленного на людей, доброжелательного, способного охватить своей любовью каждого, с кем свела его жизнь. Панфилов — актерский режиссер, актеры для него — всё, он знает к ним подход, знает, кажется, все особености их непростого организма, а потому почти каждая работа в его фильмах нам памятна.

Светлана Хохрякова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама