В городе Сочи балетные ночи!

Завершился конкурс «Молодой балет мира»

Второй международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» проходил в Зимнем театре города Сочи — величественном здании, окруженном поясом из 88 колонн, где любили гастролировать многие знаменитости. В этом городе подолгу жил рязанский дворянин, просветитель, издатель «Петербургской газеты» Сергей Худеков. Тонкий знаток балета, он оставил мировой культуре либретто «Баядерки», написанное в соавторстве с Мариусом Петипа, и «Историю танцев всех времен и народов», а черноморскому городу — уникальный субтропический дендрарий с редчайшими образцами флоры. Так что конкурс «Молодой балет мира» — еще один балетный сюжет Сочи. Нынешний смотр был посвящен памяти Наталии Бессмертновой. Даже писать это непросто — настолько реально ее присутствие: два года назад Наталия Игоревна принимала участие в Первом конкурсе, и тогда он был посвящен Галине Улановой.

Согласно поданным заявкам, ожидалось 70 участников, но доехали не все. Похоже, потрясшие страну события на Кавказе встревожили родителей — в Сочинском конкурсе популярна младшая группа, но многие своих чад отпустить сюда не решились. Обсуждались и иные причины: после лета не все вошли в форму, а открывшие сезон театры не смогли освободить артистов. Помнится, что после Московского конкурса говорили, что и июнь — не лучшее время: ученики сдают экзамены, труппы закрывают сезон. Но нет худа без добра: то, что приехало меньше, чем предполагалось, соискателей, подарило редкую для состязаний возможность вдумчиво просмотреть каждого и избежать ошибок, не отсеивать после первого тура тех, кто не сумел преодолеть волнения.

Географию определили не только разные города России, но и Украина, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армения, Италия, Корея и Венесуэла, приславшие своих делегатов. Авторитетное международное жюри, которое было представлено в № 37 газеты, объявилось практически в полном составе.

Контекст

Многочисленные события отмечены особой атмосферой: от Экономического форума до Бархатного сезона показа мод и от джазового фестиваля до выставок достижений в разных сферах народного хозяйства — всех предолимпийский город принимает охотно и радушно. Солнце, море, дивный воздух, цветущие сады и множество гостей — жизнь города теплой осенью просто кипит. Так что балет естественно вписывается в курортный ландшафт. Точнее, Юрий Григорович (а «Молодой балет мира» стоит назвать авторским конкурсом) прицельно выбрал для ристалища юных райское место и время бархатного сезона.

Что касается бесконечной дискуссии на тему «нужны или нет конкурсные марафоны», то спорить об этом — все равно что рассуждать о вреде и пользе мобильных телефонов. И то, и другое прочно вошло в жизнь. Но сочинский конкурс отличается не только блаженным климатом, в его условиях расставлены важные акценты. Юниоры, а нижняя возрастная планка не обозначена, получают возможность проверить силы на пороге профессиональной жизни, молодые танцовщики — заявить о своих возможностях. Впрочем, сказанное можно отнести не только к Сочинскому конкурсу. А вот необходимость исполнения конкурсантами младшей группы номера народно-сценического танца и фрагмента из балета-сказки, а для старших — джазовой композиции — условия исключительно этого состязания. Его новые «дисциплины».

Уроки

По этим дисциплинам мало кто из участников выбился в отличники. Более других запомнилась Дарья Хохлова, станцевавшая «Русскую» Касьяна Голейзовского с пониманием стиля. Но если большинство учеников (прежде всего их педагогов) стараются представить народный танец, переживающий нелучшие времена в пространстве спектакля, все-таки не развесистой клюквой, то что такое джаз (и в танце, и даже, о ужас!, в музыке) — остается сферой непознанного. Но организаторы справедливо надеются на будущее, поддерживая забытое старое и провоцируя на открытие нового.

Портрет балетного века в конкурсном формате выявил и иные закономерности. Из положительных стоит отметить, что спортивный прицел «быстрее, выше, сильнее!» (или иная крайность — облегченные версии), к счастью, пусть медленно, но уступает поискам артистической выразительности. В сравнении с другими конкурсами, которым несть числа, вандализма по отношению к классическим вариациям здесь оказалось гораздо меньше. Как и претенциозности манер.

Вот и корейские танцовщики Йо Чжи Пак и Йон Сик Ким поразили тонким вкусом. Их музыкальное исполнение, внимание к мельчайшим пластическим деталям можно посчитать «петербургским» приветом из Кореи — с дуэтом работает Маргарита Куллик, питомица Вагановской школы и любимица Наталии Дудинской. Уверенно проявила себя московская школа — все ее воспитанники уехали с наградами. Десант из Армении — рослые парни, умело осваивающие классику, — принес их наставнику Ованесу Дивоняну «Приз лучшему педагогу». Марийская школа представила новое пополнение: Екатерина Байбаева и Станислав Александров уже живут подлинной культурой танца.

Наметились и обидные тенденции: репертуар, подобранный на вырост, расхлябанные стопы, манерность вместо манеры. Жаль, что было мало дуэтов — если так пойдет и дальше, то высокие традиции дуэтного исполнительства серьезно пострадают. Основной вывод конкурса вполне определяется чеховской фразой: «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше».

Победители

Золотые медали в команде юниоров достались ученицам Московской академии хореографии Анастасии Минаевой (соответственно «Приз лучшему педагогу» — Наталье Архиповой) и Дарье Бочковой, а также бакалавру Киевского хореографического колледжа Никите Сухорукову. Серебро тоже разделили воспитанницы МГАХ — Дарья Хохлова и Мария Мишина. Приз имени Наталии Бессмертновой, учрежденный журналом «Балет», присужден 14-летней Анастасии Лименько из Беларуси. Она же разделила бронзовые лавры с Йо Чжи Пак. Юношеская бронза отправится в далекую Якутию вместе с обаятельным Саарылом Афанасьевым и в Йошкар-Олу (Станислав Александров).

Золотой медали в старшей группе удостоена Ангелина Влашинец, вчерашняя выпускница Московской академии, принятая в Большой театр, и Михаил Крючков, также артист Большого, разделивший награду с солистом Национального театра оперы и балета Армении Рубеном Мурадяном. Серебро завоевали единственная представительница вагановской школы Екатерина Плошкина (Михайловский театр), москвич Олег Рогачев (Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и Севак Аветисян из Армении. Третьей премией награждены Йон Сик Ким (Корея) и Иван Алексеев из Воронежа. Весной его землячка Анжелина Воронцова произвела фурор на пермском «Арабеске», что складывается в отрадную тенденцию.

С присуждением Гран-при имени Марины Семеновой (награду вручала ее дочь — Екатерина Аксенова) украинской балерине Оксане Бондаревой, приме Русского национального балета под руководством Елены и Сергея Радченко, можно и не согласиться. Феерические вращения бесстрашной и техничной балерины дали ей преимущественный запас баллов и фору на получение главного приза. Но то была победа виртуозности над тонким стилем, постигать который победительнице придется в будущем. Призеры старшей группы получили еще один подарок — выступить на Гала в сопровождении оркестра Краснодарского театра балета Юрия Григоровича, которым мастерски управлял Александр Лавренюк.

Хореографы

Отдельная проблема — современные номера. Доморощенные страдания, бедный пластический язык без чувства камерной формы, катастрофический дефицит внутренней культуры и оглядка на глянец. Многие танцы от пошлости спасали лишь молодость и наивность участников. В скучной череде современного конвейера запомнились лишь несколько миниатюр, которые принесли призы их создателям. Первый приз — лирическому танцу, рассказанному привычным языком классики (юного воронежского конкурсанта Ивана Алексеева отметили, видно, за музыкальность и грамотность в изложении известных па). Второй — экспериментам с новым пластическим языком (Константин Уральский предъявил хореообраз джаза, а в «Вокализе» Рахманинова помог Ангелине Влашинец открыть артистические возможности). Третий приз — за буйную стихию пластических перевоплощений (московский японец Морихиро Ивато поставил для Михаила Крючкова темпераментную «Исповедь» на музыку Шиндлера). Запомнился еще и «Оборотень» Константина Семенова, исполненный Олегом Рогачевым, но не принесший хореографу отличий. В целом же можно лишний раз засвидетельствовать неясность текстов и адресатов пластических месседжей, отправляемых хореографами.

Незабвенная

Конкурсные дни — не только показы, это общение балетного сообщества, мастер-классы замечательных педагогов, налаживание творческих связей. Член жюри Шарль Жюд, в прошлом этуаль Парижской Оперы, работавший с Нуреевым и Лифарем, ныне — директор балетной труппы Оперы Бордо, — был наиболее активен и приглашал понравившихся конкурсантов на стажировку во Францию. Важным событием стала презентация книги «Незабвенная» о жизни и творчестве великой балерины Наталии Бессмертновой. Но эта книга заслуживает отдельной статьи, которую мы предложим читателям в одном из ближайших номеров.

Следующий раз «Молодой балет мира» соберется осенью 2010 года, а в 2014-м — есть надежда — станет частью культурной программы Олимпиады. Как настоящий праздник он того заслуживает.

Елена Федоренко

Тип
Раздел
Персоналии

реклама

вам может быть интересно

Незнакомый Прокофьев Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама